В широком смысле слова общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющего совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. В узком смысле слова обществом называют отдельный этап человеческой истории или конкретное социальное образование.
Общество – это сложнообразованная саморазвивающаяся открытая система, которая включает в себя отдельных индивидов и социальные группы. Этой системе присущи следующие специфические черты:
- общество отличается большим разнообразием структур, систем и подсистем и имеет иерархический характер;
- общество не сводится к людям, которые его составляют. Это система вне- и надиндивидуальных связей и отношений, которые создает человек своей активной деятельностью совместно с другими людьми;
- общество самодостаточно, то есть оно способно создавать и воспроизводить необходимые условия своего существования;
- общество отличает динамичность, незавершенность и альтернативность развития;
- общество характеризуется нелинейностью развития, оно может как прогрессировать, так и регрессировать или находиться в состоянии стагнации (застоя).
Раздел философского знания, исследующий общественные явления и процессы, называется социальной философией. Особенности социальной реальности интересовали философов еще в древности. Однако самостоятельный статус социальная философия приобрела лишь во второй половине XIX в.
К этому времени в социально-гуманитарном знании сложились три основные подхода в объяснении общественных отношений.
- Натуралистический подход рассматривает общество по аналогии с природой, как естественное продолжение ее закономерностей. Человек признается венцом природы, хотя и не самым совершенным его творением. С этих позиций тип общественного устройства, особенности общественных отношений объясняются климатическими условиями, рельефом местности, ритмами солнечной активности и т.п. Этот подход характерен для философии Т. Гоббса, П. Гольбаха, Л.Н. Гумилева.
- Культурно-исторический подход рассматривает общество как надиндивидуальную реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, культурных смыслов и образов, которые определяют ход мировой истории и деятельность отдельных людей (Гердер, Кант, Гегель).
- Психологический подход объясняет общество с точки зрения определяющей роли психологии, сферы бессознательного, эмоциональных и волевых проявлений (Фрейд и его последователи).
Эти подходы оказали большое влияние на развитие социальной философии, но в силу своего редукционизма (сведения к одному основанию) не смогли в полной мере отразить многообразие общественной жизни. В связи с этим в социальных науках XX в. возникли две традиции в исследовании общества: социологизм и историцизм.
Социологизм рассматривает общество как объективную реальность, находящуюся вне индивидуального сознания. Его примером может служить марксистская модель социальной реальности.
Историцизм предполагает включение субъекта познания в социальную реальность. Основатель этой традиции В. Дильтей предложил разделять науки о природе и науки о духе. При этом исследование общественных явлений должно предполагать не только объяснение, но и понимание.
В настоящее время возникло множество синтетических, социально-философских исследовательских программ общественного развития: концепция социального действия М. Вебера, структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса, теория социальной практики П. Бурдье и др.
Социальная динамика. Общество, конечно, меняется, но как оно меняется? Но сразу хочу сказать, что общество не всегда меняется. Есть периоды заметного изменения, когда мы может говорить о социальных изменениях. Но есть термин противоположный социальным изменениям - социальная стагнация. Когда значимых изменений не наблюдается, можно говорить о социальной стагнации. Хотя изменения есть всегда (маленькие). Микроструктурные изменения есть всегда.
Если мы говорим о социальных изменениях, то эти социальные изменения по-разному представлялись и представляются сейчас. Есть два противоположных образа. Начиналось все с циклических представлений. У Платона есть концепция циклической смены форм правения. Которая, вероятно, во многом была им заимствована из мифологического представления им о мире, как у циклическом, у греков. Представление о том, что формы правления меняются примерно также, как и времена года, например. Или времена суток сменяют друг друга. Общество рассматривается также как природный феномен. И здесь существует стихийный цикл, стихийная смена.
По направлению социальное развитие может быть разным. То есть прогресс и регресс. Что есть прогресс? Переход от менее совершенному к более совершенному. То есть существует момент оценки. От худшего к лучшему, от простого к сложному. Да, оценка есть и с этим связана проблема критериев прогресса. Регресс определяется наоборот. От сложного к простому, от лучшего к худшему.
Есть критерии прогресса. То, как мы понимаем прогресс сильно зависит от того, что мы хотим. Чего мы ожидаем от общества, какие цели ставим перед этим обществом. И в зависимости от того, видим мы движение к этой цели или не видим, мы оцениваем это общество как прогрессивное или регрессивное.
Автор: Анастасия А. Витвицкая