Как маркетологи манипулируют сознанием людей? Бывали ли у вас случаи, когда дома оказывались совершенно бесполезные вещи, купленные на эмоциях? И что нужно знать, чтобы избежать таких покупок? Давайте разбираться.
Есть 5 основных приемов, которые используют маркетологи, чтобы заставить вас открыть кошелек.
Искусственный ажиотаж
Дефицит, невиданные скидки, постоянные обсуждения продукта в СМИ. «Остался один день», «больше такого не будет». Кажется, весь мир сошелся в одной точке и «мне тоже надо».
Мы даже не задумываемся, что некоторые ситуации умело моделируют для красивой картинки. Например, нанимают людей, которые создают искусственное начало очереди, платят сотням блогеров за нативную рекламу или фотографируют неполный зал, чтобы не было видно пустых стульев.
Когда завуалированно или прямо нам говорят «Все уже здесь, а ты где?» – на нас оказывают социальное давление. Когда пишут «Остался один день» – заставляют принять решение на эмоциях.
Как избежать? Выдохнуть и спросить себя: «А действительно ли мне это так надо сейчас?». Может, стоит подождать день-два, и покупка уже не будет казаться такой желанной. Сразу представьте, как вы будете использовать покупку, и действительно ли она поменяет вашу жизнь к лучшему.
Упрощение процесса покупки
Все эти кнопки типа «купить в один клик» нужны не для удобства пользования, а для сокращения времени на раздумья. Чем меньше действий ты совершаешь, прежде чем деньги спишутся с карты, тем меньше времени на принятие решения.
Как избежать манипуляции: если вы склонны к импульсивным покупкам, поставьте лимиты на карты в телефоне. Отмените бесконтактную оплату. Не берите кошелек с собой без повода и возьмите за правило внимательно изучать магазин и отзывы, прежде чем что-то приобрести.
Продажа эмоций
Мы живем в эпоху, когда у большинства уже практически все необходимое для жизни есть. И чтобы навязать очередную вещь или услугу, нужно показать эмоцию от ее покупки.
Например, радость от обучения, романтическое настроение от новых духов, неземное блаженство от вкусного йогурта.... можете дальше продолжить этот список.
Как избежать манипуляции: считаем до 10 и включаем рацио. Возможно, вам не нужно десятое облегающее платье, даже если модель так красиво вышагивает в нем по берегу моря в рекламе. Оцените, сколько подобных продуктов у вас уже есть, насколько требуется еще один.
Завышение цены
Давайте поднимем цену на 20 процентов, а потом всем объявим скидку 20 процентов! Не знаю, какому гениальному маркетологу пришла в голову эта мысль, но эта практика повсеместна и неискоренима.
Как избежать манипуляций: не покупайте ничего только потому, что когда-то хотели, а сейчас скидка. Старайтесь покупать в цепочке где-то поближе к поставщику, чтобы избежать ненужных накруток.
Допродажи
Любой хороший продажник знает, что если вы уже один раз кивнули на предложение что-то купить, вам в разы легче совершить и другие покупки. Отсюда появляются истории типа «1+1=3» или «Булочку, пакет, товары по акции добавляем?»
Как избежать манипуляций: берите только то, что вам нужно. Всегда держите в голове, что вам необходимо купить, при походе в тот или иной магазин.
Ну все, вроде ничего не забыла... Или еще есть приемчики?