Александр Иванович Морозов был сыном художника, так что выбор им жизненного пути никого не удивил, тем более, что уже детства мальчик показал несомненный талант. Он поступил в Академию художеств, удостаивался за свои работы медалей и, в общем-то, его дальнейший путь в искусство казался лучезарным. Однако, это было время, когда молодые русские художники, учившиеся в Академии, жаждали отражать в своем творчестве реальную жизнь народа, а не мифологические сюжеты, и эти настроения были близки Морозову.
Он стал одним из тех, кто участвовал в «бунте четырнадцати», потом стал одним из основателей Санкт-Петербургской артели художников. Его товарищи позже организовали Товарищество передвижных выставок, но Морозов не стал входить в него.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события
Однако, идеалы передвижников были ему близки. Он хотел отражать реальность. Картина «Выход из церкви в Пскове», написанная Морозовым в 1864 году, была приобретена Павлом Третьяковым для его галереи. Картина пронизана солнцем и сразу создает мажорное, приподнятое настроение. Люди выходят из церкви Николы с Усохи, что расположена в центре Пскова. Тут же на паперти нищие просят милостыню, рядом какая-то торговля. Перед нами явно праздничный день, полный света и радости.
Еще одна замечательная картина мастера — «Сельская бесплатная школа» (1872). Эта тема была весьма популярна в русской живописи второй половины XIX века, поскольку проблема народного просвещения стояла очень остро. Разные художники обращались к теме деревенской школы. Картина Морозова замечательна в живописном отношении (свет, перспектива) и выглядит новаторской благодаря тому, что тут показаны учительницы. Образ женщины-интеллектуалки, подвижницы, просветительницы был в XIX веке внове.
А тут три девушки-учительницы занимаются с деревенскими детьми, притом как с мальчиками, так и с девочками. В классе царит атмосфера сосредоточенности и единения.
И, наконец, приведу еще одну интересную картину Морозова — «Перед свадьбой». Опять-таки, тема невесты, которая выходит замуж не по любви, а по другим соображениям, была в XIX веке весьма распространена и отражала, видимо, реальную общественную тенденцию. Куда податься бедной девушке, мечтающей о богатстве? Найти богатого мужа. Не всем приходило в голову, что можно пойти работать, делать что-то полезное для общества. Учительницы из предыдущей картины не продались богачам ради денег, а невеста из этой картины, похоже, сделала это. Недаром пожилая женщина смотрит на нее так осуждающе. Меж тем, судя по интерьеру, семья-то не бедствует. Но девушка сделала свой выбор.
Я привел три картины Александра Морозова. К сожалению, полотен подобного уровня у него оказалось немного. Художник ради заработка много времени уделял преподаванию и также брал заказы на портреты, которые писал быстро, но не вкладывая в них весь свой талант, часто делая их по фотографии.
Читайте еще на моем канале:
Мои впечатления о музее, напичканном шедеврами: Галерее Уффици