Найти в Дзене

Три картины Александра Морозова о разных жизненных ситуациях XIX века

Александр Иванович Морозов был сыном художника, так что выбор им жизненного пути никого не удивил, тем более, что уже детства мальчик показал несомненный талант. Он поступил в Академию художеств, удостаивался за свои работы медалей и, в общем-то, его дальнейший путь в искусство казался лучезарным. Однако, это было время, когда молодые русские художники, учившиеся в Академии, жаждали отражать в своем творчестве реальную жизнь народа, а не мифологические сюжеты, и эти настроения были близки Морозову.

Он стал одним из тех, кто участвовал в «бунте четырнадцати», потом стал одним из основателей Санкт-Петербургской артели художников. Его товарищи позже организовали Товарищество передвижных выставок, но Морозов не стал входить в него.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

Александр Морозов. «Выход из церкви в Пскове», 1864.
Александр Морозов. «Выход из церкви в Пскове», 1864.

Однако, идеалы передвижников были ему близки. Он хотел отражать реальность. Картина «Выход из церкви в Пскове», написанная Морозовым в 1864 году, была приобретена Павлом Третьяковым для его галереи. Картина пронизана солнцем и сразу создает мажорное, приподнятое настроение. Люди выходят из церкви Николы с Усохи, что расположена в центре Пскова. Тут же на паперти нищие просят милостыню, рядом какая-то торговля. Перед нами явно праздничный день, полный света и радости.

Александр Морозов. "Сельская бесплатная школа", 1872.
Александр Морозов. "Сельская бесплатная школа", 1872.

Еще одна замечательная картина мастера — «Сельская бесплатная школа» (1872). Эта тема была весьма популярна в русской живописи второй половины XIX века, поскольку проблема народного просвещения стояла очень остро. Разные художники обращались к теме деревенской школы. Картина Морозова замечательна в живописном отношении (свет, перспектива) и выглядит новаторской благодаря тому, что тут показаны учительницы. Образ женщины-интеллектуалки, подвижницы, просветительницы был в XIX веке внове.

А тут три девушки-учительницы занимаются с деревенскими детьми, притом как с мальчиками, так и с девочками. В классе царит атмосфера сосредоточенности и единения.

Александр Морозов. "Перед свадьбой", 1879.
Александр Морозов. "Перед свадьбой", 1879.

И, наконец, приведу еще одну интересную картину Морозова — «Перед свадьбой». Опять-таки, тема невесты, которая выходит замуж не по любви, а по другим соображениям, была в XIX веке весьма распространена и отражала, видимо, реальную общественную тенденцию. Куда податься бедной девушке, мечтающей о богатстве? Найти богатого мужа. Не всем приходило в голову, что можно пойти работать, делать что-то полезное для общества. Учительницы из предыдущей картины не продались богачам ради денег, а невеста из этой картины, похоже, сделала это. Недаром пожилая женщина смотрит на нее так осуждающе. Меж тем, судя по интерьеру, семья-то не бедствует. Но девушка сделала свой выбор.

Я привел три картины Александра Морозова. К сожалению, полотен подобного уровня у него оказалось немного. Художник ради заработка много времени уделял преподаванию и также брал заказы на портреты, которые писал быстро, но не вкладывая в них весь свой талант, часто делая их по фотографии.

Читайте еще на моем канале:

Мои впечатления о музее, напичканном шедеврами: Галерее Уффици

Музей эмоций: интересная попытка поиграть чувствами людей