Бразилия – одна из крупнейших стран мира (5-е место по территории после России, Канады, Китая и США, и 7-е – по численности населения, после Китая, Индии, США, Индонезии, Пакистана и Нигерии). Страна обладает большими природными ресурсами и обширными плодородными землями.
Бразилия имеет девятую по величине номинального ВВП экономику в мире и седьмую по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, но показатели на душу населения не столь впечатляющие. По номинальному ВВП на душу населения Бразилия находится всего лишь на 79-м месте, а по ВВП по ППС – аж на 95-м. 8% населения живёт в крайней нищете, и примерно 1/3 – в бедности, которая в странах Европы считалась бы нищетой.
Экономика Бразилии диверсифицировнная, имеется несколько компаний глобального уровня (нефтедобывающая Petrobras, JBS S.A., производящая продовольствие, энергетическая Raízen, горнодобывающая Vale), а Embraer S.A. – третий в мире производитель авиатехники после Boeing и Airbus (иногда её теснит канадский Bombardier).
В целом Бразилия, будучи развитой страной, не стала великой державой, а по уровню жизни населения не смогла покинуть ряды стран Третьего мира. Хотя у неё имелись для этого все предпосылки.
В 1940 г. австрийский писатель-эмигрант Стефан Цвейг, обосновавшийся в Бразилии, издал книгу с говорящим названием «Бразилия - страна будущего», в которой он предрекал ей выдающееся место в мировой экономике и политике. Книга была страшно популярна в Бразилии, но в 1980-е гг. бразильцы переиначили её название, и стали говорить, что «Бразилия - страна будущего - и всегда такой будет».
Военные режимы 1965-85 гг. ставили цель превращение Бразилии в великую державу к 2000 г., но в начале 1980-х страна рухнула в затяжной кризис, и о мечтах о «великой державе» пришлось забыть.
Отправная точка
Желание сделать Бразилию великой ещё в 1889 г. подвигло армию свергнуть монархию и установить республиканский строй. Военные были уверены, что у страны есть для этого всё необходимое – огромная территория и разнообразные ресурсы, и приток сотен тысяч энергичных иммигрантов из европейских стран. На первоначальном этапе развития Бразилии мешал развиваться консерватизм и недостаток образованности правящих элит, а также социальная катастрофа, порождённая отменой рабства в 1888-м. Освобождённые рабы, не имевшие ни собственности и неграмотные, не могли найти себе места под солнцем. Если и в США стремительный рост промышленности, поглощавший бывших рабов, не смог интегрировать их в американское общество, то в Бразилии дело обстояло гораздо хуже. Там промышленность росла крайне медленно, а свободные земли, в отличие от американских прерий, были малоплодородны и труднодоступны. В результате в стране сложился огромный – до 1/3 населения - социальный слой, исключённый из современной жизни, и перебивающийся случайными заработками. Потомственные безработные, часто склонные к преступлениям, из поколения в поколение воспроизводили такую систему, и это сильно тормозило развитие Бразилии. Вроде бы безработных много, но работать они не очень стремятся, да и квалификация у них ниже некуда.
С середины XIX до середины XX века в Бразилию прибыло около 5 млн. европейцев. Там, где они, грамотные и трудолюбивые, создавали многочисленные сообщества (южные штаты Санта-Катарина, Риу-Гранди-ду-Сул, Парана и Сан-Паулу), развитие резко ускорилось. Но на большей части территории Бразилии, особенно на бывшем рабовладельческом Нордесте (Северо-Востоке) преобладали потомки рабов, развитие было крайне медленным.
До Великой депрессии 1929 г. бразильская элита не чувствовала необходимости в реформах: экспорт кофе, какао, сахара, мяса и древесины приносил ей достаточно средств. А неорганизованные и малограмотные трудящиеся если и выдвигали требования, то локальные – связанные с конкретными притеснениями конкретных латифундистов и чиновников.
Великая депрессия 1929 г. нанесла экономике Бразилии сокрушительный удар: экспорт резко упал, и страна осталась без валюты. Попытка властей даже в этих условиях помогать производителям кофе привела к взрыву. Противники кофейной олигархии сформировали Либеральный альянс, который в 1930 г. поднял восстание: во главе его стояли представители самого развитого, «белого» и не кофейного штата Риу-Гранди-ду-Сул. Армия перешла на сторону восставших, и президентский пост занял гаучо (в Бразилии так называют жителей Риу-Гранди-ду-Сул) Жетулиу Дорнелис Варгас.
Бразильские пятилетки
В 1930-е гг. Варгас сделал первые шаги на пути индустриализации Бразилии. Мотором развития Варгас стремился сделать не только государство, но и частных предпринимателей, склонив их переходить от торговых операций и производства сельхозпродукции к вложению средств в промышленность. Крупнейшие частные фирмы страны, Matarazzo и Votorantim, занялись производством и переработкой хлопка, текстилем, нефтепереработкой, металлургией и энергетикой.
Успехи индустриализации Варгаса были впечатляющими. В 1938 г. по сравнению с 1929 г. выплавка чугуна в Бразилии увеличилась на 342%, стали – на 238%, металлопроката – на 200%, цемента – на 253%. К началу 1941 г. стоимость продукции обрабатывающей промышленности в два раза превышала стоимость произведенного сырья. Если в 1920 г. в Бразилии было зарегистрировано 13334 предприятий, то в 1940 г. их стало уже 49418. В 1934 г. первый оружейный завод IMBEL начал производство винтовок «маузер». В 1936 г. первый авиазавод Fabrica Brasileira de Avioes приступил к выпуску лёгких бипланов М-7.
В 1940 г. Варгас принял Пятилетний план развития страны. Он предусматривал создание базы для индустриализации и не предполагал сверхвысоких темпов развития, но все равно его реализация оказалась трудной для аграрной Бразилии. Уже шла Вторая Мировая война, и европейские страны не могли поставлять в нейтральную страну станки и оборудование, а также посылать инженеров. Но в 1940 г. Бразилия сумела получить заем у США, убедив Вашингтон в приверженности антифашизму, и специалисты Bethlehem Steel приступили к строительству важнейшего объекта пятилетки – металлургического комбината полного цикла в Волта-Редонде (он дал первую сталь в 1946-м). В 1942 г. заработал завод по производству локомотивов и вагонов, а в 1944 г. вступила в строй Fabrica Nacional de Motores (FNM) – производитель самолётов, авиамоторов и грузовиков.
Варгас предполагал решить аграрные проблемы посредством колонизации безлюдных внутренних районов. В 1938 г. президент объявил о начале «Марша на Запад»: безземельные крестьяне получили право занимать пустующие земли. Правительственный фонд выделял средства переселенцам, хотя денег выдавалось мало. Переселение сопровождалось строительством дорог и созданием кооперативов. До середины 1950-х гг. в колонизуемых районах появилось 43 поселений, 19 аэропортов и 1500 километров дорог. Но в целом колонизация шла очень медленно из-за нехватки средств и техники.
Основные цели бразильская пятилетка выполнила: аграрная Бразилия превратилась в аграрно-индустриальную. Бразилия увеличила валютные доходы, форсировав экспорт в США металлических руд, хлопка, сахара и кофе.
В 1947 г. процесс демократизации выбросил Варгаса из президентского кресла, но в 1950 г. вернулся к власти, выиграв выборы – сыграл свою роль его имидж «отца бедных». Вернувшись к власти, Варгас расширил жилищное строительство, ускорил строительство школ и медицинских учреждений, предоставил большую самостоятельность профсоюзов. Мотором экономического развития стал Второй пятилетний план. Для его финансирования Варгас вновь привлек американские кредиты, в обмен на которые он предоставил компаниям из США доступ к бразильским сырьевым ресурсам.
Вторая пятилетка Варгаса позволила Бразилии серьёзно нарастить промышленный потенциал. Были расширены мощности металлургического комбината и начало строительство еще трёх предприятий подобного типа. В Ору-Прету соорудили первый в Латинской Америке алюминиевый завод. Строились нефтехимические и цементные заводы, предприятия по производству удобрений, автомобильных агрегатов и шин, сооружались гидроэлектростанции, и к 1955 г. Риу-Гранди-ду-Сул стал первым полностью электрифицированным штатом в стране. В 1953 г. была создана национальная нефтяная компания Petrobras (ныне – одна из крупнейших в мире); началось строительство автомобильных заводов Romi-Izetta и Volkswagen.
Успехи бразильских пятилеток были налицо, но нарастали и проблемы. Для инвестиций в аграрный сектор не хватало средств, и сельская местность после нескольких лет роста оказалась охваченной кризисом. Массы крестьян вновь двинулись в города, заполняя фавелы: промышленность не могла обеспечить их работой. В начале 1953 г. подошёл срок выплат Бразилией по кредитам, что осложнило финансовую ситуацию. Пытаясь преодолеть кризис, Варгас ввёл режим жесткой экономии, ограничив импорт, но одновременно настоял на повышении минимальной заработной платы; это вызвало недовольство состоятельных кругов. Надо учитывать, что пользу от индустриализации Варгаса получали в основном промышленные рабочие, а их вместе с семьями в стране было не больше 10% населения, плюс некоторая часть бюрократии. Состоятельные бразильцы (около 20% населения, включая средние слои) были обозлены введением в 1953 г. множественного курса валюты, который был выгоден промышленникам и невыгоден сельхозпроизводителям и торговцам. А массы сельских тружеников (70%) чувствовали только негативное влияние инфляции и не ощущали никакого позитива. В напряжённой атмосфере нарастали конфликты, закончившиеся мятежом армии и самоубийством Варгаса.
Первый этап индустриализации Бразилии – «эра Варгаса» - может быть оценен по-разному. В стране появились основы современной промышленности, но в целом она оставалась аграрной, а население – очень бедным. Причины этого просты: достаточных для быстрого развития внутренних источников финансирования в Бразилии было крайне мало, а внешние кредиты брать было выгодно только при быстром возврате средств, т.е. при высокой рентабельности новых заводов. А они работали на бедный и узкий внутренний рынок. Если бы бразильцы наладили масштабный экспорт промышленной продукции по низким ценам, у них появилась бы валюта для возвращения кредитов и получения новых, а значит, экономическое развитие стало бы непрерывным. Но вместо это в стране вечно не хватало валюты, росли инфляция и внешняя задолженность.
В 1955-65 гг. у власти находились гражданские режимы, в основном продолжавшие уже начатые при Варгасе проекты - заработал завод Volkswagen, финская Valmet построила первый тракторостроительный завод. Главным проектом того времени стало строительство новой столицы – города Бразилиа, возведённого в центре страны. В целом проект оказался успешным, хотя удобство города для жизни и работы до сих пор вызывают сомнения.
«Бразильское чудо» и его крах
В 1965 г. в Бразилии произошёл военный переворот, вызванный стремлением президента Жоао Гуларта передать власть своему зятю Лионелю Бризоле, обещавшему превратить Бразилию в «огромную Кубу».
Бразильская армия, переформатировав политическое пространство страны, энергично приступила к модернизации экономики. В 1970-х гг. в Бразилии произошло экономическое чудо – его автором считается министр финансов, гражданский технократ Делфим Нетту. С 1968 по 1973 г. ВВП страны рос на 10-14% в год: Бразилия перешла с 28-го места в мире на 8-е. Рост финансировался за счет масштабных внешних заимствований, инвестиции шли в металлургию, машиностроение, энергетику и строительство. В 1968 г. заработал первый национальный автозавод Gurgel Motores.
В том же году EMBRAER начинает производство самолета ЕМВ-110 «Бандейранте». В 1969 г. то же предприятие осваивает выпуск лёгкого штурмовика AT-26 «Шаванте» по итальянской лицензии. В 1970 г. производитель сельхозмашин Bernardini начинает выпуск лёгких танков X1А1 «Каркара» на базе лёгкого американского танка времен Второй Мировой войны М3А1 «Стюарт». В 1971 г. компания ENGESA демонстрирует первый образец бронемашины ЕЕ-9 «Каскавел» (переработка американского броневика Второй Мировой войны M8 «Грейхаунд»), и созданный на его базе БТР «Уруту». Обе машины армии стран Латинской Америки и Африки вскоре начнут расхватывать, как горячие пирожки.
В 1974 г. «Экономическое чудо» подверглось сильнейшим ударам со стороны мирового рынка и природы. «Первый нефтяной шок», втрое взвинтивший цены на нефть, резко увеличил траты Бразилии на закупки топлива, а сильнейшая засуха, обрушившаяся на Нордесте, выгнала из села в городские фавелы новые миллионы бедных крестьян: высохшие поля и плантации превращались в безжизненные пустыни. Подорвал экономику и «Великий мороз» в 1975 г., когда небывалые холода уничтожили кофейные плантации.
Экономический рост снизился с 14% в 1973 г. до 6,5% в 1975 г. и до 5% в 1978 г. Тогдашний президент, маршал Эрнесто Гейзел, предпринимал отчаянные попытки продолжить экономический рост. В 1974 г. появляется государственная компания Cobra, занявшаяся производством компьютеров военного и гражданского назначения. В 1976 г. началось освоение крупнейшего в мире месторождения железной руды Каражас. В 1978 г. на реке Парана началось строительство огромной ГЭС «Итайпу», ставшей самой большой в мире.
Тогда же началась разработка очень удачного лёгкого штурмовика ЕМВ 312 Tucano, закупавшегося многими странами.
Президентство Гейзела (1974-79 гг.) было последним этапом индустриализации Бразилии. По словам Лулы да Силвы, нынешнего президента Бразилии, Гейзел «был последним президентом Бразилии, который вкладывал деньги в развитие инфраструктуры». При его правлении военный режим принял решение провести в 1985 г. выборы и передать власть гражданскому правительству. Свою историческую роль – стабилизации ситуации в стране и достижения относительно высокого уровня экономического развития – бразильские военные сочли выполненной. Однако, готовясь к уходу от власти, они впали в своего рода ступор: во время президентства последнего представителя генералитета, Жоао Фигейреду (1980-85 гг.), они не предпринимали решительных действий ни в политике, ни в экономике. А в 1981 г. американские банки подняли процентные ставки по кредитам, и Бразилия оказалась в списке безнадежных должников. Внешняя задолженность страны превысила $100 миллиардов, и $12 миллиардов стало ежегодно уходить на обслуживание внешних долгов. Инфляция в 1983 г. достигла 200%, и впервые со времен Великой депрессии экономика Бразилии рухнула на 3,1%.
«Экономическое чудо» закончилось. По инерции продолжалась реализация проектов, начатых военными, но новые не реализовывались. В 1983 г. обанкротился крупнейший конгломерат «Матараццо» (более 350 предприятий). Разорились ENGESA и Bernardini, выпускавшие бронетехнику. Ослабление государственных и частных компаний Бразилии связаны с тем, что элита относилась к ним как к дойным коровам: туда трудоустраивали политиков, не умеющих работать, у них постоянно требовали денег для политических кампаний и на затыкание бюджетных дыр.
Развитие Бразилии с 1980-х гг. идет по экстенсивному пути: развивается строительство, производство продуктов питания, одежды и обуви, а высокотехнологичные и наукоемкие отрасли существуют в режиме выживания.
Мечта о Бразилии как великой державе XXI века, которую вслед за военными правителями лелеяло и большинство бразильцев, так и осталась мечтой.
Причины неудачи
Первая причина неудач развития Бразилии приведена в начале статьи: огромная часть населения не готова тяжело работать с тем, чтобы потомки пожинали плоды их труда. Иными словами, бразильцы – не китайцы с их формулой «10 лет упорного труда – 10 тысяч лет счастья», не японцы и не корейцы.
Вторая причина – в неудачном выборе стратегии развития. И при Варгасе, и во время «Бразильского чуда» развитие ориентировалось прежде всего на насыщение внутреннего рынка. В результате новые производства строились за валюту, а продукцию продавали за крузейро. Внутренний рынок защищался высокими таможенными барьерами. Как результат – бразильская продукция было мало конкурентоспособной (хотя были и успехи). В конце 1970-х Китай начал экономический взлёт, ориентируясь именно на масштабный экспорт, который потянул наверх и внутренний рынок. У Бразилии были шансы пойти по этому пути, но они не были использованы. Бразилия могла бы завалить мир дешёвой одеждой, обувью и электроникой, как Китай, но вместо этого брала кредиты на строительство гигантских ГЭС и рудников, хотя их лучше было бы строить на деньги, вырученные от экспорта джинсов и видеомагнитофонов. Бразильские госкорпорации, неповоротливые, плохо управляемые и малорентабельные, так и не смогли стать подобием японских дзайбацу и корейских чеболей.
Третья причина – политическая. Военные, в преддверии передачи правления гражданским силам, боялись обозлить избирателей, и не проводили структурных реформ. Гражданские правительства, пришедшие им на смену, всё сильнее шли на поводу у электората, точнее – его самой бедной части (тех самых потомков рабов). Средства уходили на социальные проекты, при этом о необходимости целенаправленной промышленной политики гражданские правительства просто не думали. После ухода военных от власти в 1985 г. о «Бразилии – великой державе к 2000 г.» напрочь забыли: главной для политиков стала накачка избирателей деньгами с тем, чтобы они на следующих выборах проголосовали «как надо».
Четвёртая причина – недоверие к частному бизнесу. В Японии и «новых индустриальных странах» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) успехи достигнуты в результате беспрепятственного развития частного бизнеса (в Китае слишком своеобразная модель развития). В Бразилии же власти, как военные, так и гражданские, доверяют государственному управлению экономикой. В стране чрезвычайно сильны управляющие и контролирующие институты, ослабляющие частную инициативу. И частный бизнес слишком привык к протекционизму, и большинство избирателей выступает против приватизации крупных госкомпаний, несмотря на их неэффективность.
***
Несмотря на то, что Бразилия не стала великой державой, она достигла немалых успехов в социальном и экономическом развитии. Опираясь на эти достижения и накопленный опыт, теоретически она может ускорить своё движение вперёд. Для этого её придётся избавиться от не оправдавших себя моделей развития, основанных на полузакрытости экономики и приоритете прямой социальной помощи населению в ущерб долгосрочным проектам, которые дадут беднякам гораздо больше, чем нынешние подачки. Ей также нужно изучить опыт таких стран, как Южная Корея, Тайвань и Сингапур, сумевших в исторически короткий срок избавиться от бедности и создать высокоразвитые, эффективные экономические системы.