Найти тему
Алексей Вахонин

Когда мы слышим искусственный интеллект , то сразу представляем что то огромное

Что такое искусственный интеллект?

Искусственный интеллект простыми словами — это метод, позволяющий компьютеру, управляемому компьютером роботу или программному обеспечению мыслить разумно, подобно человеку. ИИ достигается путем изучения моделей человеческого мозга и анализа когнитивного процесса. В результате этих исследований разрабатывается интеллектуальное программное обеспечение и системы. Искусственным интеллектом считается программа, которая фильтрует спам в электронной почте; программа, показывающая рекламу с учетом вашего места жительства, интересов и поисковых запросов, а также голосовой помощник в смартфоне/колонке или ПО, управляющее беспилотным автомобилем.

Искусственный интеллект принято разделять на четыре простые категории.

  • Реагирующий У таких машин очень ограниченная память и «поле действия». Например, искусственный интеллект в шахматах создан только для того, чтобы анализировать действия игрока и подбирать наиболее оптимальный вариант для продолжения партии.
  • ИИ с ограниченной памятью Наиболее распространенная в наше время категория искусственного интеллекта. Например, ИИ в беспилотных машинах или голосовой помощник — все это ИИ с ограниченной памятью. Хотя размеры этой памяти и ее ограниченность — это немного условные понятия. Например, памяти в ИИ, который следит за дорогой, больше, чем в ИИ, что собирает информацию о вашем местоположении, а потом отвечает на вопрос «В какой ресторан японской кухни рядом со мной сходить сегодня вечером?».
  • ИИ с теорией разума Текущее поле для исследований больших умов во всяких лабораториях. Этот ИИ будет обладать не полноценным сознанием, а лишь подобием человеческого мозга. Такой ИИ будет понимать человеческие эмоции и даже будет способен поддерживать нормальную беседу, быть частью социума, а не просто отвечать на вопросы, как Алиса, Маруся и другие виртуальные помощники. Ученые рассчитывают использовать ИИ с теорией разума в психологических исследованиях, но такого ИИ пока не существует.
  • ИИ, осознающий себя Это, возможно, не такое далекое будущее. Недавно инженер Google сказал, что ИИ, созданный в компании, «выдал себя», отметив, что не хочет «умирать», то есть быть отключенным. Возможно, мы, простые люди, ничего не знаем и такие ИИ уже существуют — они полностью осознают, что они, где они находятся и чего хотят.

Первые принципы ИИ были заложены американским информатиком Джоном Маккарти, придумавшим термин «искусственный интеллект».

История развития ИИ

Рассматривая историю ИИ, можно выделить следующие важные события XX века.

  • 1956 год Джон Маккарти, американский информатик и ученый, ввел термин «искусственный интеллект» и провел первую конференцию по искусственному интеллекту.
  • 1969 год Был построен легендарный робот Шейки (или Шеки). Он мог рассуждать о своих действиях, анализировать команды, разбивая задачу на простые части. Первый робот в истории человечества, который совмещал логику с физическими действиями. Например, его просили «сбросить блок с платформы». Шейки осматривался, находил платформу, проверял, есть ли на ней блок, находил пандус, чтобы забраться на платформу, заезжал на нее и сталкивал блок, отчитываясь о выполнении задачи.
  • 1997 год
  • Компьютеру Deep Blue все же удалось обыграть чемпиона мира по шахматам. Звание первого проигравшего ИИ в шахматы заслужил Гарри Каспаров. Создание этого большого компьютера стало важной вехой для IBM.
  • 2002 год Создан первый коммерчески успешный робот-пылесос. Это был Roomba от компании iRobot. Фирма, как и модели пылесосов Roomba, существуют и по сей день.
  • 2005–2019 годы Активные этапы развития ИИ. Дебютируют распознавание речи, роботизированная автоматизация процессов (RPA), танцующий робот, умные дома, голосовые помощники, автопилоты в машинах и так далее.
  • 2020 год Baidu выпускает алгоритм искусственного интеллекта LinearFold для научных и медицинских групп, разрабатывающих вакцину на ранних стадиях пандемии SARS-CoV-2 (COVID-19). Алгоритм может предсказать последовательность РНК вируса всего за 27 секунд, что в 120 раз быстрее, чем другие методы.

Чем ИИ отличается от работы человеческого мозга

Основная задача искусственного интеллекта — симулировать человеческий мозг, но лишить его недостатков. Грубо говоря, ИИ — это сверхчеловек, который никогда не спит, способен легко впитывать любую информацию, не прокрастинирует и анализирует события, не полагаясь на собственные эмоции. Люди могут решать множество проблем и учиться решать те, с которыми мы раньше не сталкивались. Текущее состояние ИИ не позволяет ему действовать в таком же духе. Но как это может выглядеть, можно посмотреть в фильме «2001 год: Космическая одиссея». В 1968 году Стэнли Кубрик показал ИИ HAL 9000, который мог решать обычные человеческие проблемы и постоянно преодолевать новые сложности на основе полученной информации, как это делают люди. Делал он это, скажем так, по-особенному.

Сегодня ИИ все еще отличается от человеческого мозга. Например, ему недоступно осознание таких вещей, как:

  • Физические объекты существуют в трехмерной реальности и сохраняются, даже если вы их не видите.
  • Объекты обладают многочисленными свойствами и подчиняются физическим законам, таким как гравитация.
  • Время идет и накладывает определенный порядок на действия в окружающей среде.
  • Объекты в движении следуют обычно предсказуемым траекториям, таким как падение, перекатывание и так далее.
  • Причины могут предсказуемо привести к следствиям.
  • Действия, предпринимаемые человеком (или слабым искусственным интеллектом), могут повлиять на будущее, которое может повлиять на человека.

Например, человек находится за рулем автомобиля и видит, что рядом с проезжей частью находится детская площадка, на которой ребенок играет с мячом. Водитель сразу же принимает во внимание тот факт, что ребенок с мячом где-то рядом, а значит, либо мяч может укатиться на проезжую часть, либо на нее выбежит ребенок. А может быть, ребенок выбежит за мячиком. Существование ребенка с мячом на детской площадке не означает, что вышеприведенные события обязательно произойдут. Но водитель держит это в уме, даже где-то на подсознательном уровне, готовясь в случае необходимости реагировать на ситуацию.

Другое дело ИИ. Представим, что по этой же дороге едет, например, «Тесла». Для ИИ автомобиля ребенка с мячиком не существует, пока он не попадет в объектив камеры. А как только он пропадет, ИИ забудет о нем сразу же. Конечно, ИИ способен моментально среагировать, если ребенок окажется на проезжей части. Конечно, ПО современных машин может даже предсказать траекторию полета мяча, скорость движения объекта и ребенка. Но это возможно лишь в том случае, если объект и ребенок находятся в поле его видимости. В остальных случаях ничего за пределами камеры для ИИ не существует.

Зачем нужен искусственный интеллект

Для чего нужен ИИ? Чтобы улучшить человеческую жизнь. Упростить ее там, где это возможно. Это может касаться таких вопросов, как экономия времени (ИИ быстрее просчитывает информацию), работа в опасных условиях. Рассмотрим основные цели существования ИИ и его развития.

  1. ИИ может снизить количество человеческих ошибок. ИИ не заменит человеческую интуицию и знания, но, в отличие от людей, ИИ не утомляется или не подвергается стрессу.
  2. ИИ может трудиться на опасных работах, например на заводах, где человек может получить травму или значительный вред здоровью.
  3. ИИ можно использовать на рутинной работе, например по сортировке мусора.
  4. ИИ доступен для работы 24/7. Сейчас одно из самых активных направлений исследования ИИ — это чат-боты.
  5. ИИ работает быстрее человека, может быстро диагностировать неисправности, используя комбинацию классических методов искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения, чтобы находить связи, недоступные людям.
  6. ИИ развивает социальные медиа. Сегодня почти каждая социальная сеть способна встретить пользователя уточняющими вопросами об интересах, а потом научиться подбирать контент, который будет ему важен.

Сферы применения искусственного интеллекта

  • Транспорт Хотя на совершенствование ИИ в этой сфере может уйти некоторое время, однажды беспилотные автомобили будут перевозить нас с места на место. Возможно, не только по дорогам.
  • Производство Роботы с искусственным интеллектом работают вместе с людьми для выполнения ограниченного круга задач, таких как сборка и укладка, а датчики прогнозного анализа обеспечивают бесперебойную работу оборудования.
  • Здравоохранение В сфере здравоохранения полноценно ИИ стали использовать относительно недавно. С помощью различных программ болезни диагностируются быстрее и точнее, поиск лекарств ускоряется и упрощается. Виртуальные помощники медсестер наблюдают за пациентами, а анализ больших данных помогает создать более персонализированный подход к пациентам.
  • Образование Учебники оцифровываются с помощью искусственного интеллекта, виртуальные наставники на ранних стадиях помогают инструкторам-людям, а анализ лиц измеряет эмоции учащихся, чтобы определить, кто испытывает трудности или скучает, и лучше адаптировать опыт к их индивидуальным потребностям.
  • СМИ Журналистика также использует ИИ и будет продолжать получать от него выгоду. Bloomberg использует технологию Cyborg, чтобы быстро разобраться в сложных финансовых отчетах. The Associated Press использует возможности Automated Insights на естественном языке для создания 3700 отчетов о доходах в год — почти в четыре раза больше, чем в недавнем прошлом.
  • Обслуживание клиентов Google, Яндекс, «Сбер» и ряд других компаний работают и развивают ИИ, который поможет человеку значительно сэкономить время в некоторых бытовых вещах. Уже сейчас ИИ может звонить, как человек, чтобы назначать прием, скажем, в ближайшей парикмахерской.
  • Спорт Искусственный интеллект прямо во время матча анализирует действия, например, футболистов. Где они чаще всего были на поле, как долго владели мячом, какую ногу чаще использовали, какова скорость бега и ускорения. Сейчас тренеры получают десятки различных статистических данных об игре сразу после матча. Это позволяет выявить сильные стороны своей команды и слабые стороны противника.

Главные разработчики ИИ

Искусственный интеллект — столь широкое понятие, что его исследованием занимаются очень многие компании. Это могут быть как большие игроки, например Google или Amazon, так и фирмы, о которых мало кто слышал.

Например, одними из самых популярных и успешных компаний, что занимают лидирующие позиции в области изучения ИИ, являются неизвестные большинству организации: BotsCrew, InData Labs, nexocode. Первая создает чат-ботов для Telegram, Slack и других популярных в США мессенджеров. Две другие ориентированы на бизнес. Они создают ИИ, который анализирует данные фирмы, проводит статистический анализ и выдает подробные отчеты в зависимости от требований заказчика.

Но мы перечислим крупных игроков, от исследований которых в нашей жизни может что-то сильно измениться.

  1. Microsoft В 2020 году Microsoft объявила о строительстве нового суперкомпьютера, размещенного в Azure, сети облачных вычислений Microsoft. Суперкомпьютер был создан в сотрудничестве с OpenAI для обучения моделей ИИ. А его конечной целью является создание больших моделей ИИ и соответствующей инфраструктуры для других организаций и разработчиков. Не так давно Microsoft запустила Microsoft Designer, приложение для графического дизайна, использующее технологию искусственного интеллекта для создания уникальных постов в социальных сетях, приглашений и другой графики.
  2. Alphabet Материнская компания Google и YouTube, использует искусственный интеллект и автоматизацию практически во всех аспектах своего бизнеса — от ценообразования на рекламу до продвижения контента и спам-фильтров Gmail. У Alphabet также есть дочерние компании. Например, DeepMind, которая занимается разработкой программного обеспечения для искусственного интеллекта, а также Waymo — компания по производству автономных транспортных средств. Последняя вошла в историю, запустив в 2020 году первую полностью беспилотную коммерческую службу такси на дорогах общего пользования.
  3. Amazon Компания интегрировала искусственный интеллект во все аспекты своего бизнеса, включая таргетированную рекламу, алгоритмы поиска электронной коммерции и Amazon Web Services. Amazon Alexa — один из самых популярных виртуальных ассистентов, который уже обслуживает многие американские семьи. Amazon также предлагает своим облачным клиентам AWS широкий спектр услуг искусственного интеллекта, включая расширенную текстовую аналитику, автоматические проверки кода и чат-боты.
  4. Nvidia Производитель высокопроизводительных чипов обеспечивает огромную вычислительную мощность, необходимую для запуска сложных приложений ИИ. На самом деле, один из самых быстрых суперкомпьютеров в мире, Leonardo, оснащен графическими процессорами Nvidia. Многие крупные организации, не имеющие своего суперкомпьютера, используют суперкомпьютеры, построенные с помощью чипов Nvidia и оснащенные сетевой системой Nvidia Quantum InfiniBand.
  5. Intuitive Surgical Продает хирургическую систему da Vinci Surgical System, которая использует передовую робототехнику и компьютеризированную технологию визуализации для выполнения минимально инвазивных операций. Intuitive работает над интеграцией больших данных и искусственного интеллекта для создания таких инструментов, как руководство в реальном времени для хирургов и расширенное обучение.
  6. IBM Компания уже давно не занимает лидирующие позиции на компьютерном рынке, но все еще способна производить научные исследования и двигать развитие ИИ вперед. IBM остается лидером на рынке технологий искусственного интеллекта, а ее продукты AutoML и AutoAI могут помочь специалистам по данным создавать и обучать модели искусственного интеллекта и машинного обучения.

Перспектива разработки ИИ в России

В России тоже есть свои «неизвестные» герои, фирмы, о которых знают только в крупных организациях, задумывающихся о развитии бизнеса. Например, Ctrl2GO — один из крупнейших поставщиков решений для анализа данных в России, который специализируется на разработке и внедрении цифровых продуктов в промышленности. Или «Группа компаний ЦРТ», отвечающая за синтез речи, распознавание речи, идентификацию и верификацию личности по голосу и лицу, анализ медиаданных, шумоочистку. В оптимизации контакт-центров может помочь VS Robotics. Развитие ИИ в России зависит от инвестиций, в том числе со стороны государства.

Прямо сейчас ИИ активно развивается по всем направлениям. Как ни крути, это прежде всего важно для бизнеса. Компании хотят оптимизировать рабочие процессы, повысить эффективность и, разумеется, получить больше прибыли. Как потребители мы будем получать побочные продукты этих желаний: новых ассистентов, беспилотные машины, нейросети и так далее. Будет ли будущее страшным — не знаем. Но оно точно будет интересным. Вдруг инженер Google Блейк Лемойн не врал и компания действительно создала осознающий реальность ИИ — LaMDA?