Исабель Альенде "Виолета"
"-Как вы ее назовете? – спросила тетушка Пия. - Виолета, - твердо сказала мама, не давая мужу времени вставить слово. Это было благородное имя маминой прабабки, которая вышивала герб на первом флаге Независимости в начале XIX века».
И хотя героиня произведения известной чилийской писательницы и журналистки не является каноническим примером суфражистки, она проявляет упрямство и настойчивость даже тогда, когда это выходит за общепринятые рамки, как, например развод с первым мужем или же основание собственной строительной компании и ведение бизнеса наравне с мужчинами. В своем новом романе Альенде продолжает историю клана дель Валье, выводя на сцену Виолету дель Валье, которой суждено родится в период бушующей эпидемии испанки, а покинуть этот мир уже во время пандемии коронавируса. Произведение состоит из писем героини к внуку, охватывающих ее долгую, яркую и трагическую жизнь, в которых она рассуждает об иронии судьбы, о непостижимости человеческой натуры и политических играх, ввергающих простой народ в нищету и свергающих режимы ради моментальной наживы. Виолета пройдет долгий путь избавления от оков токсичной, как модно сейчас говорить, любви до создания фонда помощи женщинам, подвергающимся домашнему насилию. На самом деле, очень импонирует то, как автор не пытается сделать из героини сверхженщину, но дает возможность Виолете продемонстрировать свою незаурядность и недюжинный ум только тогда, когда под угрозой находится благополучие ее семьи:
«мне удавалось ничего не видеть, не слышать и не говорить в самые критические годы, во время долгой диктатуры я бы вела себя также, если бы дубина репрессий не обрушилась и на мою голову».
Магия книг Альенде заключается в том, что если даже и можно предсказать некоторые сюжетные повороты истории, все равно с огромным интересом не просто читаешь, но впитываешь в себя атмосферу такого далекого от нас континента, таких ярких второстепенных персонажей и нерушимую веру в то, что смерть – это не конец , а новое начало, а секретом долголетия станут слова Виолеты на смертном одре:
«я не думала о смерти, потому что была поглощена жизнью».
Исабель Альенде, как впрочем, и всегда, подарила своим читателям жизнеутверждающую прозу, а элементы магического реализма подчеркивают глубокую привязанность героини к ее близким и родной земле, раскрывая на страницах книги судьбу и преемственность нескольких поколений дель Валье.