Последние 11 лет вузы страны обучали студентов по так называемой Болонской системе. Сейчас речь идет о том, чтобы отказаться от нее в пользу собственной инновационной образовательной программы. Что в ближайшие годы изменится в системе высшего образования России – читайте в материале РИАМО
Болонская система образования в России
Формирование основ Болонской системы в России началось в 2003 году. Сама по себе Болонская система образования подразумевает единые стандарты обучения, объединяющие вузы разных государств. Внедрение этой системы в странах Европы предполагало, что будет создано единое европейское пространство высшего образования.
Роман Михайлов, заместитель председателя комитета по образованию партии «Новые люди», поясняет, что в Болонской системе важным элементом является разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, а также возможность мобильности для обмена навыками и знаниями с другими вузами или странами за счет системы кредитов (зачетных единиц).
«Болонская система в России должна была создать единую систему поступления (на основе ЕГЭ) и обучения (кредиты); а также решить одну важную проблему, когда человек в 17-18 лет плохо знает, кем он хочет стать в жизни. В таком случае человек поступает в достаточно общий и гибкий бакалавриат, а уже после выбирает более специализированную программу магистратуры. Согласно Болонской системе учебный план может быть персонализирован исходя из интересов студента. На практике же это практически не применялось», – сообщает Роман Михайлов.
В нашей стране готовились к внедрению Болонской системы долго. Окончательный переход на двухуровневую систему обучения в России случился только в 2011 году. Теперь же, после 11 лет участия в программе, в 2022 году, министр науки и образования РФ Валерий Фальков объявил о том, что Россия планирует запуск собственной, обновленной системы образования.
Эксперимент не удался?
Студенты, которые смогли по максимуму воспользоваться программой мобильности, получили от этого выгоду в виде международных практик, считает Роман Михайлов.
«Также благодаря Болонской системе у нас появились междисциплинарные специалисты, так как студенты могли менять специальность обучения после бакалавриата при поступлении в магистратуру. Но есть и определенно негативные моменты для выпускников бакалавриата, например, многие работодатели требуют диплом магистра», – считает эксперт.
По мнению ряда специалистов, некоторые принятые изменения в системе образования и вовсе были лишними и не дали учащимся каких-либо значимых преимуществ. Так, Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, напоминает, что Болонская система делала ставку на мобильность, причем в масштабах единого европейского пространства, с целью создания единого рынка труда.
«Но изначально было понятно, что мобильность зависит скорее от политических и экономических факторов, чем от позиций университетов, преподавателей и студентов. Академическая мобильность существовала и в советские времена. Она должна была быть реализована и сегодня, преимущественно в национальных масштабах. Более того, всегда существовала законодательная возможность перевода из одного вуза в другой, в том числе при смене образовательной программы, при условии досдачи разницы в учебных планах», – комментирует Брызгалина.
Также эксперт отмечает, что знания стали более фрагментарными, были утрачены системность и единство знаний от бакалавриата к магистратуре.
«Перекос в сторону практико-ориентированного образования не приблизил результаты обучения к потребностям рынка труда», – констатирует Брызгалина.
Кроме того, отмечает эксперт, в результате снижения внимания со стороны государства к качеству образования увеличилась доля платных платформ, предоставляющих образовательные услуги, снизились расходы на «бюджетников», и в итоге образование теперь трактуется как услуга, а преподаватель стал восприниматься как обслуживающий персонал. Такое направление движения – ошибочно, считает эксперт.
«По сути, Болонская идея как система не была реализована в нашей стране, и фактором прорывного развития она не стала», – поясняет Брызгалина.
Вернемся ли мы к советским стандартам образования
Подразумевает ли отказ от Болонской системы возвращение к образовательным стандартам, которые существовали в нашей стране в прошлом веке? Ведь новое время диктует новые вызовы.
«Я считаю, что система высшего образования должна соответствовать задачам национального научно-технологического развития, должна обеспечивать образовательный и научный суверенитет. Именно о том, как качество образования обеспечивает образовательный и научный суверенитет, надо думать в первую очередь», – отмечает Елена Брызгалина.
При этом эксперт полагает, что о возврате в прошлое речи не идет. Необходимо построить актуальную систему образования.
«Качественными должны быть и специалитет, и бакалавриат, и магистратура. Очень жаль, что мы при вступлении в Болонский процесс неоправданно отказались от национального достояния – от системы специалитета. Хорошо, что сохранили специалитет в жизненно важных направлениях подготовки. Число направлений для специалитета должно быть расширено в соответствии с приоритетами национального научно-технологического развития, ситуацией на рынке труда, запросами общества», – подчеркивает Брызгалина.
Какие изменения планируется внести в систему образования РФ
К новой системе образования мы будем переходить постепенно. Минобрнауки России проведет изменения уровней высшего образования в 2023–2026 учебных годах в рамках пилотного проекта. Данный проект постановления Правительства РФ опубликован на официальном интернет-портале проектов нормативно-правовых актов. Апробация новой системы высшего образования будет проходить в шести вузах: Балтийском федеральном университете, МАИ, МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете и Томском государственном университете.
«Новая модель не предусматривает деления на бакалавриат и магистратуру в их нынешнем понимании. Пилотный проект предполагает подготовку в рамках следующих уровней образования:
- единого базового уровня высшего образования со сроком обучения 4–6 лет;
- специализированного высшего образования (магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка), право на получение которого будет предоставлено лицам, имеющим диплом бакалавра или диплом специалиста;
- аспирантуры – отдельно выделенного уровня профессионального образования, направленного на подготовку научных и научно-педагогических кадров», – сообщают в пресс-службе Минобрнауки.
Срок обучения при получении базового образования будет дифференцироваться в зависимости от характера будущей профессиональной деятельности и устанавливаться совместно с университетами, работодателями и федеральными органами исполнительной власти по соответствующим отраслям экономики.
«Важно понимать, что базовое высшее образование будет являться полноценным, оконченным высшим образованием. Его будет достаточно для построения карьеры. Оно будет давать все те возможности, которые сейчас выпускники получают после окончания магистратуры», – сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ.
Особое внимание глава Минобрнауки России Валерий Фальков уделяет трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования. При этом специализированный уровень образования не будет тождественен магистратуре в ее сегодняшнем понимании.
«Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование, как структурное, так и содержательное», — подчеркнул Валерий Фальков на заседании Российского союза ректоров.
В рамках новой системы высшего образования предлагается проводить отбор образовательных и научных организаций, имеющих право реализовывать программы специализированного высшего образования.
«Мотивировано это тем, что в настоящее время ряд научных и образовательных организаций, реализующих программы магистратуры, не имеют достаточной материально-технической базы и кадрового потенциала для обеспечения качественной подготовки магистров», – поясняют в пресс-службе ведомства.
Кроме того, планируется регламентировать количество платных мест, которое не должно превышать общее число бюджетных мест.
В рамках действующего законодательства на программы магистратуры на бюджетной основе возможно поступить только после освоения программ бакалавриата, а после специалитета такое право пока не установлено. «В новой системе образования расширится круг лиц, имеющих право поступления на уровень специализированного высшего образования, в том числе по программам магистратуры, на бесплатной основе», – добавляют в Минобрнауки.
В новой системе высшего образования на программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки уровня специализированного высшего образования можно будет поступить гражданам, имеющим квалификацию «бакалавр», «специалист», «дипломированный специалист», а также лицам, имеющим базовое высшее образование, для обучения за счет средств федерального бюджета.
«Особенности приема на этот уровень образования в настоящее время прорабатываются совместно с академическим сообществом и представителями рынка труда – с учетом сроков обучения, установленных по образовательным программам базового высшего образования», – поясняют в пресс-службе Минобрнауки.