В апреле 1967 года на уроке по истории в американской средней школе, при изучении нацистской Германии, учителю Рону Джонсу задали вопрос:
- Как могли жители Германии притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и истреблении людей?
Весь класс ждал объяснений от учителя, но у него не было ответа на этот вопрос.
Все выходные Рон Джонс думал над вопросом, который поставил его в тупик. Чтобы найти на него ответ, он решил провести эксперимент и вместе с классом разобраться, как работает диктатура и почему люди склоны ей подчиняться.
Урок, который должен запомнить каждый
Понедельник: урок 1 – сила дисциплины
Прочитав лекцию о том, как дисциплина влияет на результат спортсменов, балерин, художников, музыкантов и ученых, Рон Джонс предложил ученикам ввести новую норму поведения в классе.
- Чтобы испытать на себе силу дисциплины, я предложил – нет, я приказал классу поупражняться сидеть в другой позе…Надо было поставить ноги так, чтобы обе ступни касались пола, а руки заложить за спину, чтобы выпрямить позвоночник.
Проведя несколько тренировок, уже через 15 минут, класс без единого звука смог зайти в аудиторию из коридора и сесть за парту в нужной позе. Школьникам такая «игра» пришлась по душе, и они охотно выполняли указания учителя.
В конце Рон Джонс объявил, что теперь на его урок ученики должны заходить в класс и садиться за парту именно так и никак иначе. Спрашивая или отвечая, следовало вставать. Любой вопрос или ответ должен звучать четко и живо, начинаясь со слов «мистер Джонс».
- Мне стало интересно, насколько далеко я могу зайти, оказывая на них давление. Чем была эта демонстрация послушания – временной игрой, в которую мы все играли, или чем-то другим?
Вторник: урок 2 – сила общности
Зайдя во вторник в аудиторию, Джонс обнаружил, что ученики сидят в положении, которое они тренировали в понедельник. В классе была тишина, только несколько ребят озорно улыбались, другие были сосредоточены и смотрели перед собой. В этот момент Рон Джонс впервые поймал себя на мысли, что нужно прекратить эксперимент.
Закончив лекцию об общности, Джонс перешел к практической части. Он потребовал, чтобы класс хором повторил: «Сила в дисциплине, сила в общности». А потом еще раз, и еще. Оставшуюся часть урока класс хором повторял новый девиз группы.
- Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которая давала принадлежность к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой.
В конце занятия Рон Джонс показал движение, которым ученики с этого момента будут друг друга приветствовать.
- Чтобы отдать салют, надо было поднять изогнутую правую руку к правому плечу. Я назвал это салютом «Третьей волны», потому что кисть руки напоминала гребень набегающей волны.
Среда: урок 3 – сила действия
Придя в школу на следующий день, Рон Джонс с удивлением отметил, что ученики из его класса при встрече салютуют друг другу жестом, которое он им показал. Еще большим удивлением для него стало, когда он обнаружил, что к его учебной группе по истории присоединились 13 человек из другого потока.
В начале урока Джонс выдал всем ученикам удостоверения. На трех была специальная пометка. Ученики, которым достались удостоверения с пометкой, получили специальное задание: сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам группы.
Прочитав лекцию о том, что дисциплина и общность бесполезны без действия, Джонс дал задание разработать проект знамени «Третьей волны».
Помня о 13 новых учениках, было введено правило для приёма новых участников.
- Чтобы стать участником, нужно было получить рекомендацию. Перед получением удостоверения, кандидат должен был продемонстрировать знание правил организации и поклясться подчиняться им.
Домашним зданием после третьего урока было найти надежного друга, который захотел бы присоединиться к «Третьей волне».
Четверг: урок 4 – сила гордости
На четвёртый день уже вся школа знала об эксперименте. Повар в столовой спросил у Джонса, как должно выглядеть печенье для «Третьей волны». Директор школы поприветствовал Джонса жестом «Третьей волны». Школьный библиотекарь повесил у себя знамя «Третьей волны», которое, как ей показалось, призывало к прилежной учебе.
Большим разочарование стало то, что вместо 3 человек, на которых была возложена обязанность следить за выполнением правил, ябедничал каждый второй ученик.
- Многие ученики отнеслись к своему участию в «Третьей волне» с полной серьёзностью. Они требовали от других учеников строго соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез. Другие просто с головой ушли в деятельность и сами назначали для себя роли.
Число участников группы возросло до 200 человек. Осознавая и понимая происходящее, Рон Джонс не смог найти в себе силы, чтобы незамедлительно остановить эксперимент. Он превратился в полноправного лидера группы и не хотел подводить своих последователей.
Читая лекцию про гордость и следуя своему плану, Джонс раскрыл основную цель появления организации.
- «Третья волна» - это общенациональная программа, чтобы найти учеников, желающих бороться за политические изменения в нашей стране. По всей стране преподаватели вроде меня набирают и тренируют молодежные отряды. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Будущее зависит от вас.
Джон надеялся, что кто-то засмеётся, объявит его шарлатаном. Но никто не засмеялся. Все внимательно слушали.
На следующий день было объявлено общее собрание в актовом зале школы, чтобы посмотреть по телевизору, как представители «Третьей волны» публично заявят о своих целях на всю страну.
Пятница: урок 5 – сила понимания
На следующий день 200 участников «Третьей волны» собрались в школьном актовом зале. Встав перед ними, Рон Джонс вскинул руку в качестве приветствия. В ответ сразу же взметнулись 200 рук. Он произнёс девиз. Его хором повторили 200 голосов.
Когда пришло время публичного выступления представителей «Третьей волны», Джонс включил телевизор. Но ничего не произошло. Прошла минута, пять. На экране ничего не появилось. Тогда Рон Джонс признался, что никакой «Третьей волны» не существует.
- Вы думали, что вы – избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и приняли волю группы и большую ложь. О, вы, конечно, думаете, что просто хотели поразвлечься, что вы могли в любой момент выйти из игры. Но к чему вы шли? Как далеко вы могли бы зайти? Давайте, я покажу вам ваше будущее.
Рон Джонс включил проектор, и на экране маршем пошли колонны солдат нацистской Германии. После того, как фильм закончился, учитель ответил на вопрос, который ему задали неделю назад:
- Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что вы были на последнем собрании «Третьей волны». Вы не сможете признать, что вами манипулировали, что вы следовали за кем-то, что вы приняли «Третью волну» как образ жизни.
Во время прохождения эксперимента только один взрослый человек – отец ученицы, возмутился происходящим, так как воевал против Германии. Остальные безучастно смотрели на происходящее, стараясь подыгрывать.
Рон Джонс проработал в школе ещё 4 года, а потом уехал в другой город. Через много лет он встретил одного из своих учеников, который поприветствовал его жестом «Третьей волны». На основе произошедших событий был снят одноименный художественный фильм.