Биография
Родился 10 мая 1775 году в Меце. Благодаря дворянскому происхождению, Ласалль одиннадцатилетним был произведён в офицеры (в 1786 году), но действительную службу начал 25 мая 1791 году в 24-м кавалерийском полку.
Начало деятельности
С наступлением Великой Французской революции Ласалль, в силу декрета Конвента, исключившего всех дворян из армии, вынужден был отказаться от офицерского звания и вступил рядовым в 23-й конно-егерский полк, с которым, в составе Северной армии, участвовал в войнах 1792—1794 годов.
Выдающиеся подвиги Ласалля в 1794 году вернули ему офицерское звание. Вследствие дружбы с молодым Келлерманом Ласалль стал адъютантом его отца, генерала Келлермана, командовавшего французской армией в Италии, но скоро замещённого Бонапартом.
Итальянская кампания
Итальянская кампания быстро выдвинула Ласалля, совершившего ряд подвигов самой блистательной храбрости. В сражении у Брешии Ласалль был взят в плен генералом Кваждановичем. Вурмзер, между прочим, спросил Ласалля, сколько лет Бонапарту. Находчивый Ласалль ответил: «Ему столько же лет, сколько было Сципиону, когда он победил Ганнибала». Польщённый тонким комплиментом, Вурмзер отпустил Ласалля на слово.
Под Виченцой Ласалль, в сопровождении 18 драгун, пробрался в австрийский тыл (по некоторым сведениям, для свидания с красавицей-маркизой де Сали, с которой познакомился ещё до занятия Виченцы австрийцами). На обратном пути все дороги оказались занятыми. Ласалль атаковал 100 австрийских гусар, пробрался к реке Бакильоне, был окружён 4-мя гусарами, ранил их всех, переплыл со своими людьми реку и присоединился к своему отряду как раз тогда, когда Бонапарт производил ему смотр. Всегда щегольски одетый и на прекрасных лошадях, Ласалль на этот раз явился на смотр весьма потрепанный, верхом на австрийской лошади, на австрийском седле. Спрошенный Бонапартом о причине такого странного появления, Ласалль рассказал, что он предпринимал рекогносцировку. И действительно, он отлично сумел наметить неприятельское расположение и доставил главнокомандующему драгоценные сведения. Бонапарт, всегда любивший подвиги безумной храбрости, произвёл его в следующий чин и перевёл в 7-й гусарский полк.
В сражении при Риволи Ласалль произвёл несколько лихих кавалерийских атак на колонну Кваждановича, а в конце боя отчаянной атакой 200 всадников опрокинул в овраг колонну Очкая, чем и был закончен бой. После сражения Ласалль, бледный и усталый, явился к главнокомандующему с отнятыми у австрийцев знамёнами; Бонапарт, указывая на них, сказал Ласаллю: «Отдохните на них, вы это вполне заслужили». Впоследствии Наполеон говорил: «Битву при Риволи выиграли: Массена, Жубер, Ласалль и я». Итальянская кампания дала Ласаллю случай отличиться также при Пиаве и Тальяменто.
Египетский поход
По заключении Кампо-Формийского мира Ласалль был командирован в Париж для участия в подготовке Египетской экспедиции. Участие в последней ознаменовалось для Ласалля длинным рядом новых подвигов.
В сражении при Пирамидах лихая атака экадрона Ласалля довершила поражение Мурад-бея. Произведённый за это сражение в полковники и назначенный командиром 22-й конно-егерской полубригады, Ласалль, находясь во главе кавалерийского авангарда, под начальством Даву, выполнял самые рискованные задачи, отличившись при Суаже, Согейдже, Самхуде, Шебрейсе (где Ласалль сломал в бою 7 сабель, а под ним было убито 3 лошади) и Салахие. В последнем сражении, во время атаки на мамелюков, Ласалль нечаянно уронил саблю, но немедленно подхватил её с земли, вскочил на лошадь и врубился в неприятельские ряды.
В деле при Ремедие Ласалль спас жизнь Даву, отважно бросившись на окруживших последнего арабов. За отличия Первый консул наградил Ласалля почётной саблей и пистолетами. 25 августа 1800 года возглавил 10-й гусарский полк.
единственному мосту.
Европейские кампании
20 сентября 1806 года Наполеон сформировал бригаду лёгкой кавалерии из 5-го и 7-го гусарских полков в составе резервной кавалерии Мюрата. Во время преследования остатков разбитой под Ауэрштедтом и Йеной прусской армии, Ласалль 28 октября 1806 года взял в плен у Пренцлау князя Гогенлоэ с 16 тысяч человек пехоты, всей почти королевской гвардией, 45 знамёнами и 65 пушками.
Наполеон выразил Ласаллю в приказе по армии благодарность, а на следующий день Ласалль, во главе своей бригады, появился под крепостью Штеттин, хорошо укреплённой и снабжённой и имевшей 6-тысячный гарнизон при 160 орудиях, и потребовал её сдачи. В 2 часа утра комендант Штеттина подписал капитуляцию, по которой гарнизон должен был в 8 часов утра дефилировать из крепости и сдаться в плен.
Ласалль тотчас же послал об этом донесение Мюрату, прося у него пехоты. К 8 часам утра прибыл, однако, всего один полк с 2 орудиями. Вышедшие из крепости прусские войска, заметив незначительность французского отряда, решили сопротивляться. Тогда Ласалль отчаянной атакой рассеял их по равнине, а подошедшая тем временем пехота Виктора положила конец бою. По этому случаю Наполеон писал Мюрату: «Если ваши гусары берут крепости, то мне остается расплавить тяжёлую артиллерию и распустить инженеров».
В сражении при Швартау (6 ноября) Ласалль сыграл весьма видную роль в обходном движении, принудившем Блюхера капитулировать.
Как энергично действовал Ласалль в течение этой кампании, видно из того, что с 7 октября по 7 ноября 1806 года его бригада ежедневно делала в среднем по 41 км, а в экстренных случаях — вдвое больше.
Для характеристики же его строжайшего отношения к воинской чести лучше всего может служить случай с его бригадой при Голымине (26 декабря 1806 года). Получив приказание атаковать русскую артиллерию, бригада двинулась вперёд, как вдруг послышался крик «стой», повторившийся по всей линии. Эскадроны остановились, ряды разорвались, а затем, в силу ничем необъяснимой паники, кинулись назад в таком беспорядке, что только через полчаса их удалось собрать снова. Ласалль повёл бригаду опять вперёд, поставил её под выстрелы неприятельских орудий и держал таким образом неподвижно до полуночи. Бригада понесла чувствительные потери, а под Ласаллем было убито 2 лошади.
30 декабря 1806 года Ласалль получил чин дивизионного генерала, и возглавил дивизию лёгкой кавалерии. В кампании 1807 года Ласалль сражался у Прейсиш-Эйлау, Деппена, Фридланда и Кёнигсберга , а в сражении при Гейльсберге спас Мюрата, окруженного двенадцатью русскими драгунами. Шарль заметив отчаянное положение маршала, врубился в ряды противника, убил их командира, а остальных обратил в бегство. Через 2 часа Мюрат оказал Ласаллю такую же услугу, после чего пожал ему руку со словами: «Генерал, мы в расчёте» (фр. Gnral, nous sommes quittes).
Испанская кампания
15 февраля 1808 года Ласалль возглавил новую дивизию лёгкой кавалерии, сформированную Императором для действий в Испании, в июне нанёс у Торквемады поражение испанским инсургентам, а затем после сражения у деревни Кабезон взял город Вальядолид.
В сражении при Медина-дель-Рио-Секко (14 июня), только благодаря отважным и умелым действиям Ласалля, 12 000 французов, под начальством маршала Бессьера, одержали победу над 40 000 испанцев.
При отступлении французов на Витторию Ласаллю впервые пришлось командовать арьергардом, он обнаружил при этом выдающиеся способности к маневрированию.
10 ноября, в сражении при Бургосе, Ласалль во главе двух конно-егерсих полков взял в плен неприятельскую дивизию, 12 пушек и 17 знамён. Через несколько дней при Вилларейо Ласалль нанёс новое поражение испанцам, а в марте следующего года очистил левый берег Тахо и принял участие в сражении при Меделине, и только лихая атака Ласалля с 26-м драгунским полком на 6-тысячное испанское каре дала возможность французской армии, окружённой превосходящим неприятелем, отступить за реку Меделину по единственному мосту.
Война пятой коалиции
В начале войны с Австрией в 1809 году Наполеон назначил Ласалля командиром лёгкой кавалерийской дивизии в составе Армии Германии, командуя которой Ласалль отличился в сражениях при Альтенбурге, Эсслинге и Раабе.
Во время отважных атак при Эсслинге, дорого обошедшихся австрийцам, половина дивизии Ласалля осталась на поле сражения. В этом сражении Ласалль спас жизнь маршалу Бессьеру.
В сражении при Ваграме Марюла и Ласаллю было поручено прикрывать знаменитый фланговый марш Массены. Рядом своих атак Ласалль останавливал австрийскую кавалерию, несколько раз покушавшуюся на корпус Массены. Вечером Ласалль опрокинул несколько неприятельских каре, прорвал австрийскую линию при Леопольдау и вслед за последней атакой на корпус Кленау отдал трубачу приказ играть сбор. В этот момент Ласалль был сражён пулей, посланной одним раненым венгерским гренадером, лежавшим в 15 шагах.
Накануне битвы, открыв свой багаж, и найдя свою курительную трубку поломанной, а флакон с ликёром и портрет жены разбитыми, он сказал своему адъютанту, командиру эскадрона Коэтлоке: «Я не выживу в этот день» (фр. Je ne survivrai pas cette journe).
Память о Ласалле
Наполеон приказал поставить статую Ласалля на мосту Согласия в Париже. Останки Ласалля в 1891 году были перенесены в Дом инвалидов, а в 1893 году в Люневилле Ласаллю воздвигнут памятник.
Блестящий кавалерийский генерал, храбрый до самозабвения, решительный, обладавший необыкновенным глазомером и быстротой, великолепный авангардный начальник, решавшийся на самые отчаянные предприятия и в то же время умевший высоко ценить жизнь своих подчинённых и братской заботливостью о них успевший снискать их глубокую любовь и уважение, — таков был Ласалль, этот, поистине, «рыцарь без страха и упрёка».
Наполеон, умевший давать меткие характеристики, сказал как-то о русском генерале Кульневе: «Кульнев это — Ласалль русской армии». В письме к жене Ласалль писал: «Моё сердце — для тебя, моя кровь — для императора, а моя жизнь — для чести» (фр. Mon cur est toi, mon sang l’empereur, ma vie l’honneur). Ласаллю также принадлежат фразы: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!» (фр. Tout hussard qui n’est pas mort trente ans est un jean-foutre) и «Гусар, который не курит — дрянной солдат» (фр. Un hussard qui ne fume pas est un mauvais soldat).