Найти тему
Вера Ард

"Волшебник Изумрудного города": лучшие книги из советского детства и их слабые экранизации

Не так давно попались мне на глаза кадры из новой экранизации “Волшебника изумрудного города”, которую начали снимать в этом году. Кадры жутковатые, если честно, но не хочется ругать заранее, а просто поделюсь мыслями о самой книге и тех экранизациях, которые я видела раньше. Тем более, что сейчас я читаю книги этой серии детям (начали четвертую), и взрослый взгляд на детскую литературу выхватывает немного другие аспекты, о которых не задумываешься в детстве.

На мой скромный взгляд, книги Волкова (пока про первые три, дальше еще не перечитала) - это лучшее, что я читала своим детям. Старшая в свои шесть сама брала “Волшебника” и читала его, чтобы поскорее узнать, что будет дальше. Такой же сильный интерес у нее еще вызывала только “Пэппи Длинныйчулок”. Что же есть в книгах Волкова?

Во-первых, у них все в порядке с логикой. Простите меня авторы детской литературы (да и взрослого современного фэнтези), но этим может похвастаться сейчас далеко не каждая книга. Я сама пишу в жанре детектива (в котором без логики никак) и поэтому  очень ценю, когда авторы не просто забивают (а, ну это же сказка - пусть будет так), а любому событию дают объяснение (пусть хотя бы и в логике придуманного мира). Причем если “Волшебник”, написанный на основе американской книги, это преимущественно сказка, то “Урфин” и “Подземные короли” куда в большей степени традиционные приключенческие книги, которые в лучших советских традициях учат детей преодолевать испытания. 

Волков был профессором математики. И в его книгах практически нет логических дыр. Нам объясняют, как взялся оживляющий деревянных солдат волшебный порошок, как приспособились к жизни под землей волшебные рудокопы, даже способы, которыми Элли добирается в волшебную страну во второй и третьей книге отнюдь не волшебные, они сопряжены с реальными опасностями и учат детей, как справиться с теми или иными сложностями. В “Подземных королях” у меня как у мамы сердце щемило (хотя я знала, что все закончится хорошо) от рассказа о попытках выбраться из пещеры. Как дети делили последнюю еду, соскребали улиток, чтобы на них поймать рыбу и т.п. Это очень советская тема (в хорошем смысле), готовившая детей к сложностям мира. Равно как и описание подготовки к осаде Изумрудного города в “Урфине” - там же явные отсылки к реальным военным действиям. Я по ходу часто отвлекалась от чтения и отвечала на вопросы детей о том, что такое осада, почему делают запасы еды, кто такие предатели. Там же звучит и очень правильная фраза о том, что защищать город (читай “Родину”) от врага - это обязанность каждого жителя. “Подземные короли” вызвали, вообще, лекцию об устройстве государства и понятии революции))) Это только некоторые примеры тем, которые затрагивают книги Волкова. Плюс сам посыл его книг очень правильный. В его книгах у злодеев есть своя логика, они не предстают безмозглым “злом на ножках”. А у хороших персонажей цели прежде всего коллективные - помочь друзьям, спасти кого-то. При этом Волков углубляется в коммунистические идеалы (чем, на мой взгляд, увлекается тот же Носов в книгах про Незнайку), у него все идеи тесно вплетены в сюжет.

И для меня, конечно, стал тихим ужасом современный мультфильм по “Урфину Джюсу” (где его озвучивал Хабенский). Посмотрела с детьми после чтения книги. И, честно, я не понимаю как (и, главное, зачем) так извращать сюжет. У Волкова такие книги, что просто бери и снимай (или как минимум "рисуй", если речь идёт об анимации). В итоге же в мультфильме современная девица, которая не идёт спасать друзей, а по глупости попадает в страну, и её единственная мечта оттуда выбраться. Да, какое-то развитие она проходит, но это настолько ничтожно по сравнению с оригиналом. Я даже не буду перечислять все логические и "моральные" дыры мультфильма и персонажей, слизaнных с известных франшиз, потому что большую часть мне просто хотелось закрыть лицо руками. Но досмотрели - хотя детям тоже не особо понравился. 

С другой стороны, и старый советский мультик я сейчас не смогла заставить посмотреть ни себя, ни детей. Я и в детстве-то не очень любила советскую кукольную анимацию (хотя песни оттуда обожаю), но сейчас и Незнайку, и Волшебника мы не осилили с детьми дальше первой серии. Простите те,  кто любят эти мультфильмы, но у меня сейчас не увлекает их просмотр. Хотя опять же старую рисованную анимацию типа “Снежной королевы” или “Аленького цветочка” мы все смотрели с удовольствием.

Ну так вот - хочется увидеть хорошую экранизацию “Волшебника”. Причем хорошую не только в плане бюджета, графики и т.п., как, например, это было с “Чебурашкой”. А ту, в которой будут переданы смыслы, которые закладывал автор. Историю о дружбе, о преодолении (прежде всего, себя), о том, что все, что нужно нам для победы (развития, успешности) уже есть в нас самих - главное поверить в себя. Ну и просто насладиться путешествием в интересную историю, которую читает уже не одно поколение детей.

А вы читаете с детьми книги Волкова? Как относитесь к их экранизациям?

P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться, это очень поможет развитию канала📖