Добро пожаловать в цикл статей о "оружии возмездия" - чудо-оружии, которое обещало изменить ход Второй Мировой Войны и истории для фашистской Германии. Приготовьтесь к увлекательному чтению!
29 сентября 1943 года Альберт Шпеер, рейхминистр вооружений и боеприпасов нацисткой Германии, обратился к публике с обещанием мести за масштабные бомбардировки немецких городов, вводя в использование фразу «оружие возмездия». Это выражение быстро стало популярным среди пропагандистов Третьего Рейха, особенно после того, как в июне 1944 года над Англией были запущены снаряды Fi 103, обозначенные в прессе как «Фау-1» (V-1). Позже этот термин был присвоен баллистической ракете A-4, известной как «Фау-2» (V-2). В то же время, пропаганда намекала на то, что вскоре мир увидит применение новых, более совершенных и страшных видов вооружения.
Поскольку «Фау-3» так и не был представлен до окончания войны, появились различные теории о том, что на самом деле могло скрываться за этим обозначением. Были предложения, что «Фау-3» это суперпушки «Дора» и K12N с реактивными снарядами. Другие версии включали в себя зенитные ракеты «Шметтерлинг» (Henschel Hs 117 Schmetterling), твердотопливные ракеты «Рейнботе» (Rheinbote) или даже ядерное оружие. Сегодня широко считается, что «Фау-3» предполагалось стать многокамерной артиллерийской системой с дальностью стрельбы до 160 км.
В 1918 году, впечатленные «Парижской» пушкой, французские инженеры разработали проект «ускоряющего» орудия на основе конструкций Лаймана-Хаскелла. Этот проект не был реализован, а чертежи отправились в архив. В 1940 году, после сдачи Франции, эти чертежи попали в руки немецких специалистов. В 1942 году, проект привлек внимание главного инженера завода «Рёхлинг Штальверк» (Röchling Stahlwerk AG) Августа Кёндерса, который решил, что может преодолеть проблемы прошлых поколений, увеличив длину ствола и используя электрические зажигатели в боковых камерах.
С целью проверки корректности выбранного подхода, инженер создал масштабную модель, применив в качестве материала готовые стволы легкой пушки Flak 30 калибра 20 мм. Эксперимент на полигоне в Лаатциге (теперь это Залесье, Польша) завершился успешно. На основе полученных результатов дирекция "Рёхлинг Штальверк" представила Альберту Шпееру план создания двух батарей многоствольных пушек, способных атаковать Лондон с побережья Па-де-Кале, выпуская сотни снарядов в час.
Шпеер представил проект Гитлеру в мае 1943 года, который был впечатлен этой идеей. К концу года, под руководством Кёндерса, инженеры разработали артиллерийскую установку, получившую название "Насос высокого давления" (Hochdruckspumpe, HDP). Эта установка быстро получила неофициальные прозвища "Многоножка" (Tausendfüßler) и "Трудяга" (Fleißiges Lieschen). Ствол многокаморной пушки имел длину 130 метров и калибр 150 мм. Для достижения заявленного дальнего действия в 160 км, стреловидные снаряды массой 140 кг должны были разгоняться до 1500 м/с с использованием основного порохового заряда и пятидесяти боковых камер. С автоматизацией процесса скорострельность могла достичь удивительных показателей - 5-6 снарядов в минуту!
Подходящее место для размещения батарей HDP было найдено у французского хутора Мимоек в коммуне Ландретун-ле-Норд. В сентябре началось строительство крепости Мимоэккес под известняковыми холмами, в документах она отмечена как "Строительный проект 711" (Bauvorhaben 711) или "Луг" (Wiese). Комплекс соединялся с железнодорожной линией и обладал подземной системой коридоров, галерей и залов. Бетонные амбразуры на поверхности были защищены "пробками" из стали производства Krupp. Исходный план предусматривал строительство двух параллельных комплексов на расстоянии одного километра друг от друга, каждый из которых состоял из пяти огневых точек, включающих по пять стволов HDP - в общей сложности это составляло пятьдесят орудий.
Генерал-майор Вальтер Дорнбергер, один из руководителей ракетной программы Третьего рейха, писал в мемуарах:
«14 ноября 1944 года на острове Волин состоялись испытания <…>. Для этой цели склону дюны был придан уклон в 45 градусов. У новой пушки не было лафета или рамы; ствол её лежал на бетонных и деревянных блоках, размещённых на склоне дюны, и менять угол наклона ствола было невозможно. <…>
Снаряд помещался в ствол. После зажигания основной заряд давал первоначальное ускорение. Когда снаряд проходил отдельные участки ствола, один за другим срабатывали дополнительные пороховые заряды, всё больше и больше разгоняя снаряд. Обслуживала пушку многолюдная команда, и «пушкари» стояли на ступеньках, которые тянулись справа и слева вдоль ствола. Между выстрелами они перезаряжали пороховые заряды. <…>
Я мог только с сомнением качать головой, когда заходил разговор, что в любом случае это оружие необходимо доставить на фронт. И я был не одинок в своих сомнениях. Все, кто присутствовал на показательных стрельбах, были согласны, что эта пушка никоим образом не скажется на исходе войны. Но Гитлер приказал немедленно возобновить работу над ней и потребовал доставить её на передовые линии. Посему у меня появились новые обязанности по формированию личного состава и материальному обеспечению операций».
Были оперативно созданы две укороченные модели LRK (Langrohrkanone 15F58) с длиной 50 метров, оснащенные двадцатью четырьмя боковыми камерами. 705-й дивизион применил их против американских военных, обстреливая уже освобожденный от немецкого присутствия Люксембург на расстоянии 43 километров. Первое орудие провело испытательные выстрелы 30 декабря 1944 года, второе совершило 183 выстрела с 11 января по 22 февраля 1945 года. При этом было зарегистрировано 44 попадания в городскую территорию; умерли 10 человек, 35 получили ранения. Как и ожидалось Дорнбергером, многокамерные пушки не произвели видимого эффекта на военные действия.
Судьба "Фау-3" некрасиво закончилась 9 мая 1945 года, когда английские инженеры взорвали крепость Мимоэккес. Большая часть подземных сооружений осталась неповрежденной - только подходы к туннелям были завалены камнями. Четыре артиллерийских установки HDP различной степени завершенности были переданы американским военным экспертам, отправлены в США и прошли тестирование на полигоне в Абердине, штат Мэриленд. Судьба Августа Кёндерса после войны осталась неизвестной.
Ещё больше интересного в моем телеграмм канале: t.me/Battle_and_Weapon