Найти тему
Мир Музея

Город двух тысячелетий


Территория Херсонеса Таврического.
Территория Херсонеса Таврического.

Херсонес Таврический (Севастополь) — хранитель памяти о величайших цивилизациях Античности и Средневековья, загадках древности и религиозных исканиях человечества, древний город, чья летопись достойна восхищения, — непрерывно существовал почти две тысячи лет.

Основанный греческими колонистами в Ѵ веке до нашей эры, он вскоре достиг расцвета, пережил римское присутствие и попытки завоеваний со стороны скифов, хазар и других кочевых народов. Здесь принял крещение князь Владимир — и Херсонес воссиял первыми лучами христианской веры для всего русского мира.

Территория Херсонеса Таврического.
Территория Херсонеса Таврического.

На четыре века Херсонес канул в забвение, но в XIX столетии возродился, обретя вторую жизнь уже как памятник археологии, а после возвращения Севастополя и Крыма в «родную гавань» древний город явился миру как духовная колыбель России.

Более шести тысяч предметов, представленных в экспозициях музея,
приглашают многочисленных туристов вглядеться в детали и «выслушать» свой «рассказ» о загадках древности. Среди беломраморных колонн, изящных терракотовых статуэток и алтарей мифических богов есть и своеобразные «визитные карточки» Херсонеса.

Античная экспозиция
Античная экспозиция

Одним из самых загадочных — и при этом самых известных — стал
посмертный образ «Удивительного юноши», выполненный красками на известняковой плите. Это настоящий шедевр античной коллекции Херсонеса Таврического, датируемый второй половиной IѴ – началом III века до нашей эры. Портрет молодого эллина хранит в себе немало тайн давно минувшей эпохи. В его глазах читается глубокая печаль, а крупные, но в то же время мягкие черты лица, выполненные в коричневато‑красных тонах, придают образу задумчивость.

По‑видимому, наш эллин был воином: он изображён с копьем за спиной, фигура задрапирована плащом, а голова загадочно повёрнута. Но портрет юноши восхищает любителей и знатоков истории не только искусной работой, но и редким способом исполнения. Изображение эллина нанесено на плиту в технике энкаустики, изобретённой в Греции еще в Ѵ веке до нашей эры. Именно это изобретение античности подарило тысячелетнему портрету юноши удивительную долговечность.

Фрагмент надгробия с портретом юноши. 2‑я пол. IV – нач. III в. до н. э. Хранится в зале Античной экспозиции.
Фрагмент надгробия с портретом юноши. 2‑я пол. IV – нач. III в. до н. э. Хранится в зале Античной экспозиции.

Еще одной жемчужиной херсонесской коллекции считается уникальный памятник эпиграфики — присяга граждан Херсонеса, полных аналогов которой нет не только в России, но и во всем мире. Написанные 23 века назад слова этого важного декрета и по сей день звучат в высшей степени актуально: «Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса». Выполненная из мрамора на рубеже IѴ – III веков до нашей эры, присяга граждан древнего города носила характер клятвы. По всей видимости, она была принята после острой политической борьбы и восстановления временно утраченной демократии. Именно поэтому граждане клянутся охранять существующий строй от любых посягательств, бороться с заговорами, верно служить народу, оберегать границы государства как от эллинов, так и от варваров.

Об этом экспонате написано немало статей, о нём рассказывают на экскурсиях, выдержки из текста цитируются не только в научных, но и в популярных книгах. Прошли тысячелетия, древние государства канули в Лету, от тех времен сохранились руины... а идеалы античности и сегодня отзываются в наших сердцах.

Присяга граждан Херсонеса. Рубеж IV – III вв. до н. э. Хранится в зале Античной экспозиции.
Присяга граждан Херсонеса. Рубеж IV – III вв. до н. э. Хранится в зале Античной экспозиции.

Уникальное значение Херсонеса Таврического сокрыто не только в его
экспонатах, но и в том духовном наследии, обладателями которого стали мы. Какие скрытые смыслы хотели передать нам жители византийского города в орнаменте богатых мозаик? Полы и стены с узорами из смальты и мрамора — это лишь красивый декор или нечто большее? Посетители Херсонеса ищут ответы на эти вопросы уже которое десятилетие, разглядывая одно из самых популярных изображений византийского периода — куропатку в круге. Подобные мотивы глубоко символичны, а использование образов животных, растений и птиц во внутреннем оформлении раннехристианских храмов Херсонеса не случайно. Птицы запечатлены на многих христианских памятниках: от настенных росписей древних катакомб до миниатюрных перстней. Птица олицетворяет человеческую душу, а узоры вечнозеленого плюща вокруг нее символизируют бессмертие и верность.

Подобные композиции выполнялись преимущественно из кубиков (тессер) красной керамики, белого мрамора, жёлтого, серого и чёрного известняка. Для настенных изображений использовалась специально изготовленная разноцветная смальта чрезвычайно богатой гаммы.

Изображение куропатки, особенно полюбившееся посетителям Херсонеса Таврического, выполнено из кубиков белого мрамора, тёмного и желтоватого известняка, обожжённой керамики и единичных вкраплений зелёной смальты. Этот образ стал настолько популярен, что российские дизайнеры решили использовать его в своих коллекциях.

Изображение куропатки. Хранится в мозаичном павильоне на территории Херсонеса Таврического.
Изображение куропатки. Хранится в мозаичном павильоне на территории Херсонеса Таврического.

Екатерина Шадрина, Альбина Тищенко, «Город двух тысячелетий»//Мир Музея. 2022. N 5. С. 37.
Херсонес Таврический в Севастополе

На фото:
1-2. - Территория Херсонеса Таврического.
3. - Античная экспозиция.
4. - Фрагмент надгробия с портретом юноши. 2‑я пол. IV – нач. III в. до н. э. Хранится в зале Античной экспозиции.
5. - Присяга граждан Херсонеса. Рубеж IV – III вв. до н. э. Хранится в зале Античной экспозиции.
6. - Изображение куропатки. Хранится в мозаичном павильоне на территории Херсонеса Таврического.

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2022 #Севастополь #ХерсонесТаврический #настоящиеценностибудущего #знание