В сентябре 1937 г., во время гражданской войны в Испании, капитан артиллерии Феликс Вердеха Бардулес (отдельной фотографии этого господина найти не удалось) был назначен командиром ремонтной роты 1-го танкового батальона армии Франко. Это назначение оказалось удачным, поскольку команде механиков, слесарей под управлением Бардулеса удалось сократить время ремонта различных танков Panzer I, T-26 и Renault FT, а также уменьшить количество поломок, которым подвергались эти танки после ремонта. Иначе говоря, человек знал как устроен танк, прекрасно в нем разбирался и контролировал процесс ремонта.
Конечно, благодаря этому войну Франко не выиграл, но он получил непосредственный опыт и представление о сильных и слабых сторонах каждого танка, его компонентах, возможностях и причинах поломок. Исходя из этого, Вердеха, не имея опыта работы в этой области, решил разработать проект танка, который обладал бы всеми достоинствами танков, которые он видел лично и узнавал из газет и при этом исключал бы все их недостатки. По его замыслу, машина должна была иметь низкий силуэт с 15-мм броней по бортам и 30-мм изогнутой броней спереди. Вооружение представляло собой 45-мм пушку испанского производства, параллельно установленными пулеметами по обеим сторонам по немецкому образцу.
На танк предполагалось установить двигатель мощностью 120 л.с., что обеспечивало скорость 65-70 км/ч при дальности хода в 200 км.
Опыт показал Вердею, что основными причинами поломок Т-26 были проблемы с подвеской и гусеницами, поэтому он предусмотрел усовершенствованную подвеску, созданную на основе подвески Т-26 (+ еще одна машина построенная на базе 6-ти тонного Виккерса).
Вердеха был твердо уверен, что его проект ценен
"из-за неоспоримых стратегических и тактических преимуществ, которые он обеспечит для национальной обороны, а также для промышленности, экономики и труда".
В октябре 1938 года проект вместе с обоснованием его жизнеспособности был представлен подполковнику Гонсало Диасу де ла Ластра, начальнику Группы боевых машин Легиона (Agrupación de Carros de Combate de la Legión), в которой Вердеха служил начальником ремонта. Ластра одобрил проект и разрешил строительство опытного образца в мастерской Агрупасьон в Кариньене, к югу от Сарагосы, при условии, что это не повлияет на бесперебойное выполнение основной задачи по ремонту поврежденных танков. Тем не менее, он отказался от официального признания и отказал Вердехе в финансовой помощи и дополнительной рабочей силе.
Но, вероятно всего, Феликсу главное было получить одобрение "наверху", так как работы над прототипом велись в ускоренном темпе, и первый танк был готов уже через два месяца, 10 января 1939 года, причем использовались только обрезки и детали от других танков. В тот же день машина была испытана на военном полигоне Сан-Грегорио в Сарагосе перед комиссией и высокопоставленными офицерами пехоты и артиллерии. Комиссия оценила прототип весьма положительно, особенно впечатлили подвижность, броня и недавно разработанная подвеска. Несмотря на то, что по сравнению с другими разработками эти показатели могут показаться не слишком впечатляющими, это был самый современный танк, созданный в Испании. Они также увидели возможность создания версий машины, оснащенных только двумя пулеметами (привет немецкая "единичка"), и командных версий. Более того, они довели прототип до следующего шага - второго испытания, на этот раз перед самим генералиссимусом Франко.
Второе испытание состоялось через десять дней, 20 января 1939 года, где машина впервые подверглась тестовому обстрелу, правда обстрел был с нюансом. Броня показала свою прочность, выдержав попадание нескольких 7,92-мм выстрелов с расстояния 100 м. Как сообщается, увиденное настолько взволновало и впечатлило Франко, что он дал свое согласие на реализацию проекта прямо на испытательном поле.
Смотря на этот танк, можно увидеть знакомые черты от представителей танковой школы несколько стран, в первую очередь советской и немецкой. Корпус танка имел прямоугольную форму с вертикальными кормой и бортами и наклонной лобовой частью. Вся броня машины состояла из 16-мм стальных листов. В передней части танка, слева, располагался люк механика-водителя, а справа - воздухозаборник двигателя. Салон был разделен посередине на два отсека: левый - для водителя, правый - для восьмицилиндрового двигателя Ford V-8 Model 48 мощностью 85 л.с., взятого с частного автомобиля (хотелось бы верить, что с согласия владельца). Коробка передач была снята с Panzer I, находилась в том же отсеке, что и двигатель. Цилиндрическая башня, явно созданная по мотивам Т-26 и Panzer II, имела двери с каждой стороны и люк в крыше. Внутри располагались места для командира (он же наводчик) и заряжающего, а также боекомплект для пулеметов и главного орудия, состоящий из 64 обойм и 14 снарядов соответственно. Остальные обоймы и 46 снарядов находились под сиденьями башни. За башней располагались два топливных бака емкостью 60 литров. 45-мм пушка не была готова к выпуску первого прототипа, поэтому вместо нее была использована 45-мм пушка модели от Т-26, а два параллельных пулемета - немецкие пулеметы от Panzer I. Вооружение достигало впечатляющего угла возвышения 72 градуса, что позволяло использовать его против самолетов, зачем это правда было нужно - неизвестно, так как это никогда не испытывалось, а без соответствующих прицелов вряд ли было бы очень эффективным.
Как уже упоминалось, наиболее инновационной особенностью и гордостью танка была подвеска. Такая ходовая часть позволяла машине легко преодолевать сложные участки местности.
Логично предположить, что собранный танк на основе бесхозных двигателя, прицелов, пулеметов и орудия явно не соответствует представлениям самого Феликса. Поэтому после успешных испытаний в январе 1939 года Вердеха на основе рекомендаций комиссии и собственных идей решил внести в свой танк некоторые изменения, чтобы придать машине большую мощность и создать нечто более похожее на его первоначальную концепцию.
Для этого необходимо было удлинить и расширить машину, а также наклонить вертикальную заднюю часть. Место нового 12-цилиндрового двигателя Lincoln 'Zephyr' мощностью 120 л.с. должно было поменяться с тем, которое раньше занимал водитель. Предполагалось увеличить общее бронирование, увеличить запас топлива и снарядов, а также установить новую башню без дверей и более похожую на башню Panzer I. Планировалось изготовить два прототипа: один из железных листов для ускорения производства и скорейшей готовности к испытаниям, а второй - из стальных листов, как было задумано изначально.
На производство этих двух прототипов в феврале 1939 г. было выделено 50 000 песет (55200 долларов в современном исчислении), и они были переведены в недавно созданную Oficina Técnica y Taller Experimental de Carros de Combate (Технический офис и экспериментальная мастерская танков) компании Talleres Mecánicos y Garaje RAG S. A. на Авенида Рекальде в Бильбао (север Испании). Этот регион был выбран только потому, что он имел опыт создания танков Trubia для республиканской стороны и переоборудования Panzer I для националистов.
Различные части танков должны были быть построены различными компаниями Бискайского региона.
Однако возникли проблемы, так как не хватало средств ни на строительство второго прототипа, ни на завершение первого. Поэтому проект был приостановлен, а недостроенный прототип отправлен на мадридские поля, которые к этому моменту, в середине 1939 г., когда гражданская война уже закончилась, находились в руках Франко.
В мае 1940 года проект был возобновлен, и Центральная мэрия выделила 100 тысяч песет для завершения строительства первого прототипа с условием, что он будет закончен и готов к испытаниям в течение трех месяцев. Однако некоторые необходимые компоненты отсутствовали и пришлось импровизировать, например, двигатель был от самого первого прототипа (ну тот который стащили с автомобиля). К августу машина была готова к испытаниям и окрашена в трехцветный зеленый, земляной и песочный камуфляж. 20 мая 1940 года он был доставлен на полигон и стрельбище в Карабанчель, на юге Мадрида, для испытаний перед комиссией, состоящей из пяти представителей пехоты, артиллерии и танковых корпусов. Недельные испытания, в ходе которых машина прошла 500 км. Для сравнения с ним был испытан лучший танк, имевшийся в то время в распоряжении испанских войск, Т-26 (1935).
Обе машины были подвергнуты различным испытаниям, результаты которых были разделены на семнадцать разделов, каждому из которых был присвоен коэффициент важности от 1 до 3 и оценка от 0 до 10. Оба значения перемножались для подсчета общего количества баллов по каждому разделу и суммировались для вычисления итоговой оценки танка [см. таблицу ниже]. Примечание - Т-26Б получил оценку 5 по всем разделам, что позволяет предположить, что это базовое значение, с которым можно сравнивать "Вердею".
Как мы можем заметить, прототип набрал 243 балла из 410, что на 38 больше, чем у Т-26, и комиссия признала проект в целом удовлетворительным. Он прошел 500 км без поломок, но потребление воды системой охлаждения было очень высоким. Это было связано с сухим климатом Испании, который иногда может быть даже засушливым, и с нехваткой воды пришлось бы столкнуться во время любой средне- и крупномасштабной военной кампании. Впечатляла и мобильность машины: она преодолевала траншеи шириной 1,9 м, глубину в реке 0,65 м, уклоны до 47° и проходила сквозь кирпичные стены толщиной 0,35 м.
В документе, подготовленном комиссией, отмечалось, что некоторые недостатки автомобиля были связаны с двигателем Ford V-8 и что Lincoln "Zephyr" получил бы гораздо более высокую оценку. Другие недостатки были связаны с некачественными материалами, использованными при изготовлении автомобиля, что в случае серийного производства позволило бы избежать этого.
В заключение комиссия одобрила проект и разрешила оказать Вердею всю необходимую помощь в доработке машины с рекомендацией провести дополнительные испытания.
Доработки были завершены за два месяца, и в ноябре состоялся второй этап испытаний перед той же комиссией завершившийся 18 ноября 1940 года. Были устранены некоторые из отмеченных недостатков, в том числе большой расход воды, подвижность и дальность хода, что дало прирост в 18,98 балла по сравнению с августовскими испытаниями.
2 декабря 1940 г. начальник штаба сухопутных войск генерал-лейтенант Карлос Мартинес де Кампос-и-Серрано приказал разработать окончательную модель проекта танка, определить программу и бюджет для производства 1000 машин партиями по 100 штук. После консультаций с фирмой Verdeja в начале января 1941 года министру армии был направлен документ, определяющий порядок производства танка. Он предусматривал закупку у компании Ford через ее дочернюю компанию Ford Motor Ibérica S.A. в Барселоне ста двигателей Lincoln 'Zephyr', которые должны были использоваться на "Verdeja № 1" (такое название получила боевая машина). К марту должны были быть разработаны окончательные чертежи (хотя они были отложены до июля), проведен открытый тендер и заключены контракты с компаниями, которые будут производить различные компоненты автомобиля. Производство стальных броневых листов должно было осуществляться на Национальной фабрике Трубиа, а инфраструктура завода Трубиа должна была быть улучшена. Одним словом, началась бюрократическая волокита, а будущий танк для испанской армии был в шаге от массового производства. Но в проекте, где существует множество вводных, обязательно случится непредвиденное, так оно и произошло...
Во-первых, сохранялись проблемы с получением двигателя Lincoln "Zephyr". Команда, отвечавшая за "Verdeja", пыталась найти альтернативный двигатель и рассматривала возможность использования немецких, а также итальянских двигателей.
К этому моменту, в начале 1941 года, проект все еще мог рассчитывать на энтузиазм и мощную поддержку, были приняты законы, способствующие серийному производству танка. В июне-июле был принят официальный бюллетень № 193, в котором было объявлено о выделении 10 млн. песет на строительство тракторов и танков. Часть этих средств предназначалась для производства танков, предполагая строительство завода в течение двух лет и создание корпорации, состоящей из одной материнской компании и нескольких дочерних предприятий, которые будут производить различные компоненты для Verdeja No. 1.
Пока завод находился в стадии строительства, заказ на два предсерийных танка Verdeja No. 1 был представлен 7 июля 1941 г. и утвержден четыре дня спустя. Эти два танка должны были быть изготовлены компанией ADASA Pinto. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатели Maybach HL 42 TRKM, приобретенные в Германии за 5644 рейхсмарки (20 600 песет) и предназначенные для доставки через два-три месяца в город Ирун на испано-французской границе. Однако вполне вероятно, что двигатели так и не были доставлены.
Создание корпорации, предусмотренное Boletín Oficial del Estado No.193, не состоялось. Большинство компаний не хотели вкладывать деньги в производство танков, так как в условиях нестабильной ситуации в испанской экономике и стране в целом это было нецелесообразным предприятием для получения прибыли.
ADASA предложила альтернативный вариант. Они предоставляли свои земельные участки, штаб-квартиру, завод и оборудование в Пинто, к югу от Мадрида, и в течение восьми-десяти месяцев производили два предполагаемых предсерийных танка для дальнейших испытаний и оценки, после чего обязывались изготовить 300 танков окончательной серии. Но к этому времени, Германия вторглась в СССР и оттуда посыпались сведения о новых танках, которые в разы превосходили немецкие и тем более испанские танки.
Как итог, стало очевидно, что к середине 1941 г. модель Verdeja No. 1 устарела. Капитан Вердеха решил модернизировать модель, превратив ее в Verdeja No. 2, но из-за бюрократических проблем, экономических и финансовых трудностей и общей потери интереса к созданию отечественного танка этот проект также был обречен на неудачу.
К единственному существующему танку Verdeja No. 1 вернулись в 1945 году, когда он был переоборудован в прототип самоходного орудия Verdeja с 75-мм пушкой. Эта самоходка может считаться единственным вариантом Verdeja № 1 и сегодня находится в Музее техники (MUMA) на военной базе Эль-Голосо, расположенной к северу от Мадрида.
Verdeja № 1 стала скорее жертвой обстоятельств и бюрократических проблем, чем каких-либо недостатков, которые могли бы быть у нее самой. Тяжелое экономическое положение Испании после жестокой Гражданской войны, означало разорение страны и отсутствие капитала для реализации столь амбициозного проекта. Более того, первоначально заинтересованные лица сочли производство Verdeja № 1 нерентабельным и предпочли не вкладывать деньги. С самого начала проекта против него выступали те, кто утверждал, что промышленный потенциал Испании не способен создать танк любого типа. Однако Вердеха доказал, что они ошибаются, создав танк, который практически по всем параметрам превосходил все имевшиеся на вооружении Испании, имея вооружение, равное советскому Т-26 и немецкому Panzer I вместе взятым, немного превосходящее бронирование, а также более легкий, быстрый, маневренный и эффективный в целом, даже если не был оснащен всеми желаемыми характеристиками, такими как двигатель Lincoln "Zephyr".
Если бы машина поступила на вооружение в срок, то она превосходила бы все, что имелось в испанском арсенале. Однако следует отметить, что к середине 1940 года и, безусловно, к 1941 году Verdeja No. 1 была бы уже устаревшей по сравнению с современными танками и не имела бы места на полях сражений Второй мировой войны.