В подмосковной усадьбе Абрамцево, которая с 1870 по 1917 год принадлежала меценату и промышленнику Савве Мамонтову, находятся не только произведения Врубеля, Васнецова, Поленова и Репина, там можно обнаружить и гораздо более древние памятники — каменных баб, которых относят к XI–XIII векам.
Вытесанные из песчаника фигуры людей с неоформленными лицами и соединёнными на животе руками имеют научное название— антропоморфные менгиры. Каким образом эти необычные скульптуры появились в имении русского предпринимателя?
С 1875 по 1879 год Мамонтов строил в Харьковской губернии Донецкую каменноугольную железную дорогу, проходившую по степям Украины, по которым в древние времена кочевали половцы (кипчаки). Вот оттуда он и привёз в Абрамцево каменных истуканов.
Всего до нашего времени сохранилось около 2 тысяч подобных изваяний. Эти скульптуры («балбалы», что означает «пращур, предок», или в просторечии «бабы») были важнейшим элементом погребального обряда и изображали умерших представителей аристократической верхушки (князей, военачальников и их жён). В опущенных к животу руках располагался ритуальный сосуд для жертвоприношений. Статуи устанавливались на курганах и в специальных святилищах, которые были местами поминания предков. Выполнялись они в основном из песчаника и известняка.
В Абрамцеве во времена С.И. Мамонтова две каменные бабы в качестве парных скульптур стали оригинальными сторожами на входе в ту часть парка, где располагались оранжереи, и которая была излюбленным местом прогулок жителей усадьбы.
Здесь они символизировали собой и древнюю, языческую, дохристианскую Русь. Не случайно одна из «баб» была поставлена возле «Избушки на курьих ножках», которая представляла собой подобие «капища» (по оценке художника М.В. Нестерова) и была призвана олицетворять языческое прошлое Древней Руси. Там она находится и сейчас.
Эти необычные украшения парка вызывали различные чувства у гостей Мамонтовых. Кто-то называл их чудовищами, а кто-то в шутку подписал фото, на котором возле одной из статуй стоят гувернантка Мамонтовых мадемуазель Рашу и юный Н. Прахов, «Три Грации».
У современных посетителей Музея-заповедника эти диковины вызывают повышенный интерес и их даже огородили, поставив специальную стеклянную будку.