В СССР, как известно, секса не было. Видимо, поэтому руководители страны не видели смысла в сексуальном просвещении граждан. Да и к чему оно им было нужно, если они строили светлое коммунистическое будущее, а у классиков марксизма-ленинизма ничего не было написано о важности и необходимости полового воспитания.
После революции, в двадцатые годы, большевики не видели большого греха в сексе, и ничем не ограничивали интимную жизнь граждан. Видная партфункционерка Александра Коллонтай накатала целую теорию о свободной любви в новом обществе. По её мнению, семья, как институт, будет не нужна в коммунистическом обществе, поэтому секс должен и может быть при взаимной симпатии или по любви.
Книги с новыми правилами сексуальных свободных отношений издавались тысячными тиражами, по стране колесили агитационные поезда, прозванные в народе «коллонтайками» - агитаторы распространяли новое учение.
Население, особенно молодёжь, восприняло его с энтузиазмом. Плакаты «Каждая комсомолка должна удовлетворять комсомольца», «Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления» были не редкостью в те годы. Граждане и гражданки молодой страны Советов воспринимали их как призывы к действию. Правда, кончилось все это эпидемией венерических заболеваний.
После такой вакханалии власть пришла к выводу, что необходимо сексуальное воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма. В начале тридцатых годов в Советском Союзе не только строили заводы, электростанции и открывали колхозы, но появились зачатки полноценного полового воспитания.
На этот раз этой деликатной проблемой занялись уже учёные и педагоги. Были написаны сотни научных работ и книг, в основном, на понятном тогда для пролетариев языке, то есть упрощенно и доходчиво.
Но когда в стране начались поиски шпионов и врагов народов, власть посчитала неблагонадёжным половое воспитание. В 1936 году ЦК партии издало постановление «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса». С партией тогда не было принято спорить, и о сексуальном просвещении было забыто до середины шестидесятых.
Во времена хрущёвской оттепели решили вернуться к интимному вопросу. В школах появился предмет «Основы советской семьи и семейного воспитания». Но бюрократы не были бы бюрократами, если бы не подошли к проблеме по-бюрократически.
Ни о каком сексе, и остальном, что с ним связано, на уроках речи не шло. Школьникам рассказывали о важности семьи, как ячейке социалистического общества, и давали идеологические установки в духе морального кодекса строителя коммунизма.
В 1965 году предмет отменили. Кажется, бюрократы сами поняли, что толку от него мало, а молодёжь так и не получила ответы на актуальные для своего возраста ответы.
Более или менее серьёзно к вопросу полового воспитания молодёжи стали относиться в начале восьмидесятых. К счастью, тогда уже появились и публикации учёных на эту тематику, и проблемой стали заниматься немногочисленные социологи.
Правда, и противников было немало, так как, педагоги, в основном, были люди старшего поколения, воспитанные в духе советского пуританства.
Самой сложной задачей была подготовка кадров. Как рассказать детям о половых органах? Что такое мастурбация? Почему необходимо предохраняться при половом контакте? Обо всём этом должны были рассказывать педагоги-женщины, а в советское время о таких подробностях не говорили даже в семьях. Не говоря о самом половом акте – все советские поколения в этом вопросе прошли курсы самообразования.
Один их первых советских сексологов Игорь Кон вспоминал, как во время его выступлений перед педагогами, женщины краснели. Хотя, казалось бы, в них ничего особенного не было, но настолько непривычно было публичное произношение терминов, определяющие половые органы.
Многие педагоги-женщины были с неустроенной сексуальной жизнью, и это обстоятельство так же могло сказаться на качестве обучения. Они могли начать смущаться во время урока, краснеть, и следовательно могли передать совершенно противоположную информацию.
Худо-бедно в конце восьмидесятых в советских школах появился новый предмет «Этика и психология семейной жизни». Опасения прогрессивных социологов оправдались. Уроки проводили классные руководительницы, воспитанные в лучших традициях советского искусства. В нём, как известно, не было места не только сексу, но и эротике. Герои фильмов и книг целовались с героинями, падали в траву, а откуда у них появлялись дети, оставалось догадываться зрителям и читателям.
Нередко такие уроки начинались с чтения стихотворений о любви. Затем педагоги просили детей посчитать семейный бюджет, исходя из зарплат жены и мужа. Но основным тезисом предмета было наставление: секс в семье может и должен быть только для продолжения рода. И ещё: секс без брака – грех.
Ни о каких венерических заболеваниях, презервативах, мастурбации, месячных речи не было. Бывшие советские школьники до сих пор вспоминают эти уроки с иронией.
Чем дальше продолжались перестройка и гласность, тем больше население тянулось к знаниям в интимных отношениях. В прессе начали писать о новой болезни – СПИД.
Вскоре появилась газета «СПИД-инфо», ставшей пионером среди СМИ, не только по тиражу, он был несколько миллионов, но и по тематике. Благодаря ей советские люди открывали для себя незнакомые подробности интимной жизни и сексуальном здоровье.
А вскоре на прилавках коммерческих ларьков стали продаваться и другие издания, более откровенного характера, а также видеокассеты с откровенной порнографией. К концу Советского Союза это уже никого не удивляло. Разговоры «про это» стали нормой и на телевидении. К советским людям пришло понимание, что ничего постыдного, как их учили, в сексе нет.