Найти в Дзене
Музыкальные сказки

«Сделать так, чтобы годы обучения в музыкальной школе стали одним из лучших впечатлений детства» - интервью с Александрой Торяник

В гостях у нашего проекта Александра Торяник — исполнительница на балалайке, педагог, аспирант ТГМПИ имени С. В. Рахманинова.

Фото из личного архива Александры Торяник
Фото из личного архива Александры Торяник

— Несколько слов обо мне: я живу в Тамбове, хотя родилась и выросла в Энгельсе Саратовской области. В Тамбов я приехала, чтобы учиться у выдающегося исполнителя на балалайке, потрясающего педагога — Андрея Александровича Горбачёва. Я училась в классе профессора А. А. Горбачёва в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Окончила сначала специалитет, затем магистратуру. В настоящее время являюсь аспирантом на кафедре истории и теории музыки, работаю над научным исследованием под руководством кандидата искусствоведения, доцента Ольги Николаевны Ромашковой.

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от обучения у Андрея Александровича. Что больше всего Вас вдохновляло, что особенно запомнилось?

— У Андрея Александровича очень конструктивный подход к занятиям и вместе с тем чуткая интуиция. Иногда кажется, что он знает ответы на вопросы ещë до того, как ты вошёл в класс. Он помогает найти решение любой технологической проблемы и всегда апеллирует к образам, которые близки ученику — эмоционально, по духу, по возрасту.
Вообще фигура Андрея Александровича окружена ореолом невероятного таланта, мастерства, обаяния. И, обладая всем этим, он словно Прометей щедро передаёт огонь тем, кто к нему тянется.

Андрей Александрович Горбачёв не только замечательный педагог, но и выдающийся исполнитель. Мечтали ли Вы о сольной карьере?

— В период обучения в институте меня привлекало сольное исполнительство, но постепенно вектор сместился в пользу ансамблевого. В 2015 году мы с гитаристом Алексеем Захаровым образовали дуэт, много выступали, участвовали в конкурсах. Репертуар для нашего ансамбля подбирали сами, делали аранжировки, переложения. В 2020 году издали сборник пьес для дуэта балалайки и гитары. В интернете можно найти записи наших выступлений. Несколькими я хочу поделиться:

Также я с 2010 по 2019 год являлась артисткой оркестра русских народных инструментов «Россияне». Оркестровая тема мне близка. Когда училась в институте, очень нравились дирижирование, инструментовка. Это, в общем, и сейчас не ушло, но выбор я сделала в пользу педагогики, можно так сказать. И основную часть своего рабочего времени уделяю именно этому искусству.

Что для Вас самое важное в педагогике?

— Я преподаю в Детской музыкальной школе №2 им. В. К. Мержанова с 2011 года. У меня учатся разные дети, с разной степенью одаренности и мотивации. Есть среди моих учеников лауреаты всероссийских и международных конкурсов, участники образовательных и концертных программ фондов Ю. Башмета, В. Спивакова, Д. Мацуева, мастер-классов известных музыкантов. Но я не считаю, что самая главная задача учителя — воспитывать лауреатов, будущих профессиональных музыкантов. Это, безусловно, важно. Но музыкантами могут стать не все. И не все лауреаты и стипендиаты выбирают музыкальную стезю. Важно, мне кажется, другое. Ребёнок приходит в музыкальную школу, потому что ему хочется заниматься музыкой, хочется попробовать. Или родителям хочется, чтобы ребёнок получил развитие в этой сфере. И нужно постараться ему эту возможность дать, сохранить его любовь, научить хотя бы базовым навыкам. Сделать так, чтобы годы обучения в музыкальной школе стали одним из лучших впечатлений детства, фундаментом для лучших человеческих качеств и новых знаний.

А как складывались отношения с музыкой у Вас? Кто привел Вас в музыкальную школу, и когда Вы поняли, что музыка — Ваше призвание?

— Моë поступление в музыкальную школу инициировал дедушка: он увидел в местной газете объявление о приëме. Вообще я с детства очень люблю рисовать и, конечно, хотела поступить на художественное отделение. Но, выбор передо мной стоял — балалайка или шахматы. В общем, понятно, что шахматы остались за пределами моих интересов )
Моим первым педагогом был Василий Иванович Зубов. Он буквально «вцепился» в меня, практически сразу ввёл в унисон, и я играла партию наравне с более взрослыми ребятами. Унисон выступал на всех концертах и торжественных мероприятиях, был гордостью школы. А мой сольный дебют состоялся на сцене малого зала Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, где проходил областной конкурс. После победы обо мне написали в той же газете, в которой дедушка увидел то самое объявление. Вообще, он не представлял, что всë зайдёт так далеко: наверное, по его представлениям, я должна была научиться играть что-то типа частушек, Полонеза Огинского... О том, что я захочу поступать в музыкальное училище, он точно не думал.
В училище было много счастливых и переломных моментов. И именно в это время я посмотрела на себя с новой стороны. То, что искусство без меня не погибнет — это точно, а вот я без него? Звучит, конечно, по-юношески высокопарно. Может, без искусства и не погибну, но острую нехватку тех эмоций, впечатлений и знаний о мире, которое оно даëт, буду ощущать.
А в институте я впервые попробовала себя в роли журналиста и мне это, в общем, понравилось. Да и вообще открылась масса разных возможностей. Но я до сих пор не могу сказать со стопроцентной убеждённостью, что музыка — это моë призвание. Я не люблю таких убеждений, мне нужно, чтобы был путь к отступлению: знаете, некая возможность отойти подальше, чтобы увидеть, куда дальше идти.

Если не секрет — какой теме посвящено Ваше научное аспирантское исследование?

— Оно посвящено одной интересной особенности современного музыкального искусства — театрализации в музыке. Конечно, я как народник рассматриваю театрализацию в репертуаре для оркестра русских народных инструментов. В других сферах академической музыки этот феномен уже давно стал объектом внимания музыковедов, в сфере же народно-оркестровой и народно-инструментальной музыки театрализация находит новое интересное воплощение, которое заслуживает детального рассмотрения и специального исследования.

Спасибо за интервью! Желаем вдохновения и творческих успехов!

~~~~~

Друзья, ваши лайки и комментарии помогают развитию проекта «Музыкальные сказки». Благодарим за поддержку!

Другие публикации этой рубрики:

«До сих пор прихожу в восторг, когда вижу инструменты, ноты и музыкальную аппаратуру» - интервью с Еленой Жукович
Музыкальные сказки20 июля 2023

БОЛЬШЕ ИНТЕРВЬЮ С МУЗЫКАНТАМИ ЗДЕСЬ