Найти тему
Нетленка

Редкие кадры и интересные сведения со съемок фильма "Братья Карамазовы"

  Режиссер Иван Пырьев на первом плане, в гриме – артисты Андрей Мягков (Алеша Карамазов)  и Кирилл Лавров
Режиссер Иван Пырьев на первом плане, в гриме – артисты Андрей Мягков (Алеша Карамазов) и Кирилл Лавров

Идея экранизации самого масштабного по объёму и глубине произведения Достоевского пришла к режиссёру Ивану Пырьеву еще в 1950-х годах, но тогда мэтр посчитал эту задачу слишком сложной для себя. Он начал с материала, который считал проще. Пырьев снял одноименные фильмы по романам «Идиот» (1958) и «Белые ночи» (1959).

Работая над наследием Достоевского, советский режиссёр не просто переносил литературное произведение на экран, он переводил религиозно-консервативную философию автора на язык соцреализма. И надо сказать, что именно работы Пырьева во всем мире считаются каноническими экранизациями произведений писателя.

Участники массовки едут на съемочную площадку, 1967 год
Участники массовки едут на съемочную площадку, 1967 год

Ограниченность хронометража вынудила Пырьева сократить сюжетные линии и внести изменения в сюжет. В 1966 году был написан сценарий, плотный по событийному ряду. По замыслу автора, насыщенность сценария должна была придать произведению динамики. На студии «Мосфильм» сценарий был принят с незначительными правками, и фильм был запущен в производство.

Актер Марк Прудкин (Фёдор Павлович Карамазов) и режиссер Иван Пырьев на съемках. 1967 год.
Актер Марк Прудкин (Фёдор Павлович Карамазов) и режиссер Иван Пырьев на съемках. 1967 год.

На самом начальном этапе режиссёр привлёк к работе оператора Сергея Вронского (Тридцать три, Афоня, Табор уходит в небо), с которым детально проработал построение кадра. Пырьев хотел в этом фильме использовать как можно больше крупных планов, считая, что в контексте данного произведения глаза актера могут рассказать больше, чем самый насыщенный диалог.

Михаил Ульянов (Митя Карамазов) и Кирилл Лавров (Иван Карамазов) на съемочной площадке. 24 апреля 1968 года.
Михаил Ульянов (Митя Карамазов) и Кирилл Лавров (Иван Карамазов) на съемочной площадке. 24 апреля 1968 года.

Не менее дотошно режиссёр работал с художником-постановщиком Сталеном Волковым (Живые и мёртвые, Емельян Пугачёв), с которым он уже делал фильмы по Достоевскому - «Идиот» и «Белые ночи». Художник предложил для фильма черный, красный, коричневый и золотистый – так называемые «рембрандтовские» тона.

Режиссер Иван Пырьев и его жена актриса Лионелла Пырьева (Грушенька) на съемках. 1967 год.
Режиссер Иван Пырьев и его жена актриса Лионелла Пырьева (Грушенька) на съемках. 1967 год.

Съемочный процесс шёл в напряженном режиме, помимо павильонных съемок были командировки в Ростов, Истру, Суздаль и Загорск. Пырьев уже был сильно не молодым человеком и в кульминации съемочного процесса был госпитализирован, но вернулся на съемочную площадку при первых улучшениях вопреки протестам врачей.

Актер Кирилл Лавров и режиссер Иван Пырьев на съемках. 1967 год.
Актер Кирилл Лавров и режиссер Иван Пырьев на съемках. 1967 год.

Пырьев перенёс несколько инфарктов в процессе работы над фильмом и в итоге его сердце не выдержало, режиссёр умер, не завершив работу. Последнюю третью серию доснимали исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Картина вышла в 1969 году. Как и для Достоевского, для Пырьева "Братья Карамазовы" стали последней и незавершённой работой.

-7