Найти в Дзене
Ягодная Я

Буллинг или боссинг

Проблема буллинга в школе была всегда. Мы привыкли, что травлю обычно устраивают дети, выбрав жертву и портя ей жизнь. По каким критериям выбирается жертва - сложно сказать, но в основном, это человек с проблемами в коммуникации. Это может быть:

  • Отличник (он кажется другим выскочкой, всезнайкой, вечно учит уроки, не прогуливает, иногда закладывает хулиганов, – и тогда его дружно ненавидят) или ребенок с проблемами в учебе (всех раздражает, что он тупит, что-то мычит у доски, вечно получает низкие баллы по контрольным, что на него учителя тратят много времени, объясняя по три раза то, что уже весь класс понял).
  • Человек с непримечательной внешностью (он бы с радостью затерялся в коллективе, но нет: его скромность не дает покоя активистам, которым надо скинуть на кого-то свою агрессию) или с яркими луками и прическами (вот тут расцветает полным цветом зависть, что он не такой как все, заметный, непохожий, надо вернуть его в серую массу одноклассников).
  • Тихий, неконфликтный (у него слабая позиция поведения, именно она толкает остальных на унижение и подчеркивание его несостоятельности как полноправного члена стаи) или, наоборот, бунтарь, который ввязывается во все проблемы (всем интересно наблюдать за его бурной реакцией на раздражители, поэтому коллектив старается провоцировать его часто и жестко).

Мне кажется, в каждом классе был человек, которого буллили. А если вы думаете, что таковых в вашем идеальном классе не было, значит, это точно были вы!

Я помню, как весь класс дружно дразнил Аньку «Куцый хвост» за ее длинную тонкую косичку. Но на самом деле не только за нее: вся внешность ее была именно куцая. В то время носили школьную коричневую форму с фартуками, так вот, я не знаю, как она умудрялась носить ее так бездарно: не по размеру, вечно засаленные нарукавники и воротнички, от нее несло потом, на грязные ногти и жирные волосы неприятно было смотреть. Удивительно, почему никто из ее значимых взрослых никогда не подсказал ей, что такое опрятность, чистота. Ну и, естественно, у нее не было подруг. Честно, мне было ее по-человечески, жаль. Всегда одинокая, тихая, забитая какая-то. Училась слабенько, голосом обладала тихим, умирающим. Ну вот прям «Куцый хвост» да и только. Пацаны прятали ее портфель за шкаф, закрывали перед ее носом дверь и не пускали в класс или, наоборот, из класса, на праздниках не хотели дарить ей подарки, передавая эту миссию классной даме. Девочки толкали в коридоре на переменах, не давали занять удобное место в столовке и так далее.

Надо отдать должное учителям, они ее не третировали. Как-то не обращали на нее никакого внимания. Ну прям, пустое место вместо человека. Я даже не знаю, что страшнее: когда тебя замечают и гнобят, или, когда тебя в упор не видят? Кто виноват в таком ее позиционировании? Семья? Наш детский коллектив? Учителя? Сложный вопрос. После школы она каким-то чудом поступила в технический ВУЗ, где на 300 пацанов училась одна девочка, и очень быстро вышла замуж, родила детей и на работу не выходила. Мне кажется, что, имея такой вот опыт буллинга в школе, она и мужа к себе такого же привлекала: абьюзера. Врать не буду, специально не интересовалась, так, мои догадки.

А кроме буллинга есть боссинг – слыхали про такое? Это когда буллит уже учитель или директор.

И примеры этого тоже услужливо подкидывает память.

Мирон был мальчиком из очень интеллигентной семьи. Красивый старательный ребенок, учился игре на скрипке, был трепетно любим родителями и опекаем бабушкой. Мы учились во втором классе ,и, конечно, я не могу вспомнить, что для нашей учительницы начальных классов стало триггером, почему он ей не нравился? Может, потому что в этой семье все было слишком благополучно, в то время, как она только что развелась с мужем, и воспитывала сына одна, к тому же бабушка с признаками Альцгеймера жила с ней и мотала нервы по полной программе. Но как же крепко она уцепилась за инфоповод (вот именно так это сейчас называется).

Тогда было принято сажать картошку, ухаживать за ней все лето, потом выкапывать, привозить в город, рассыпать и сушить во дворах пятиэтажек. И, конечно, дети игрались с ней, кидались, закапывали в песочнице, а в нашем дворе, например, жгли костры и пекли потом в углях, вкуснотища такая – до сих помню. Так вот Мирон тоже в эту картошку играл, тоже кидал, ну как все пацаны из нашего класса после последнего урока. Но почему-то нашей строгой учительницей замечен был только один он, на октябрятском собрании разбирали только его непотребное поведение, он был заклеймен страшным словом: ВОР. И потом весь класс скандировал под ритмичный стук учительской указки: «Вор, вор, вор». А бедный пацан стоял один около доски, плакал, вжимал голову в плечи и не знал, куда деваться от этого многоголосья.

Он не пришел в школу на следующий день, заболел. Нервы у второклассника не выдержали. Я даже ходила к нему домой, как председатель нашей звездочки, проведать, узнать, как дела. И помню грустные глаза его мамы. Такие красивые и такие печальные, когда она сказала, что Мирон перешел в другую школу и теперь в моей звездочке больше не числится. Я еще долго думала про него: мне он нравился, и почему все с таким остервенением орали «вор», и какой он вор, взял пару картошек и швырнул их подальше? А все остальные ведь тоже играли, почему тогда они не воры, а он вор? Вот, что значит сила учительского авторитета. Как легко все дети согласились зачморить своего товарища.

Почему-то мне кажется, что бороться с боссингом сложнее, чем с буллингом. Хотя, как говориться, хрен редьки не слаще.

Что думаете? Были подобные истории в школе?