Найти тему
Алла Викторовна

Лучшие оперные образы Анны Нетребко, часть 2.

Нетребко - леди Макбет. фото из открытого источника
Нетребко - леди Макбет. фото из открытого источника

Продолжаем тему, начатую здесь.

Вторая часть статьи, посвященная "поздней" Анне Нетребко, очевидно, будет более дискуссионной, так как этот период ее творчества подвергается довольно ожесточенной критике. Утверждается, что Анна запела "не тот" репертуар, потеряла голос, подалась в шоубизнес и растеряла свою репутацию лучшей певицы мира.

Только перечисление партий и успешных спектаклей, спетых Анной после 2010 года, должно убедить непредвзятого слушателя в том, что в этом периоде она работала очень много, пела серьезные партии в лучших театрах мира, ни о каком "уходе в шоубиз" не шло и речи и она по-прежнему находилась и находится на вершине оперного олимпа все эти годы.

1.Леонора "(Дж.Верди, "Трубадур").

Эту партию относят к репертуару лирико-драматического сопрано, и поэтому на Анну сразу обрушился шквал критики, якобы ее голос слишком легкий для этой партии. Тем не менее она спела эту партию много раз, на Зальцбургском фестивале, в Венской опере, в Метрополитен Опера, в Мариинском театре, Арена ди Верона.

Спектакль Зальцбургского фестиваля 2014 года был необычным, со своеобразной режиссурой, переносом действия в современность, радикальным изменением сюжета - средневековую Леонору превратили в современную сотрудницу картинной галереи, которая влюбилась в Трубадура со старинной картины. Довольно спорный спектакль с точки зрения режиссуры и здравого смысла, но Нетребко, будучи главной звездой постановки, отлично справилась с этой крайне сложной для сопрано партией.

Также Нетребко спела Леонору в спектакле Метрополитен опера в 2015 году, где партию графа ди Луны исполнял Дмитрий Хворостовский уже после пройденного курса лечения. Этот спектакль оказался последним для Хворостовского на сцене Метрополитен опера. Страстные объятия в финале дуэта немного не по сюжету, ведь Леонора не любит графа, но как можно было не любить такого Ди Луна?

2.Татьяна (П.Чайковский "Евгений Онегин").

Еще одна партия, за которую Анну нещадно критиковали,здесь в основном отметились наши соотечественники. Понятное дело - сюжет "Онегина" у нас знают все, значит, считают себя знатоками. Во-первых, Анна в одном из интервью неосторожно заявила, что не любит образ Татьяны, так как ей не близок ее характер. Но ее постоянно уговаривали ее спеть. Во-вторых, опять какое-то мифическое несоответствие голоса Анны партии Татьяны. Даже люди, вполне лояльно и даже восторженно относившиеся к Анне, вдруг заговорили о том, что голос Анны слишком легкий для Татьяны, что здесь нужно "крепкое сопрано, как у Милашкиной". Честно говоря, мне эти претензии были никогда не понятны. Голос Анны, даже в юности не бывший легким и тем более "субреточным", после 30 лет стал вполне зрелым и наполненным, поэтому уж как минимум Татьяна (партия лирического сопрано) ей была в самый раз. Да, Нетребко - не Милашкина, и не Вишневская, голоса у них разные, но право на интерпретацию образа Татьяны все эти певицы имеют в равной степени. Интересно, что другие слушатели, может быть, менее искушенные в оперном искусстве, наоборот, отмечают "слишком густой" голос Анны, не подходящий для "молоденькой девушки".

Самый известный спектакль "Евгений Онегин" с Нетребко состоялся в Метрополитен опера в сезоне 2016-17 года. Постановка не полностью традиционная, но, на мой взгляд, довольно удачная. Там нет жесткой привязки к пушкинской эпохе, в финале Татьяна выглядит больше похожей на Анну Каренину. Но на мой взгляд такая ассоциация вполне логична, как бы ответ на вопрос - что получилось бы, если бы Татьяна не отказала Онегину. Спектакль не лишен некоторых западных стереотипов о русских, например, почти все персонажи, включая Татьяну и Ольгу, довольно много пьют. Но в целом он сделан с любовью к русской литературе и музыке.

Дмитрий Хворостовский - один из самых ярких исполнителей партии Онегина, был партнером Нетребко в нескольких постановках "Евгения Онегина" (Но не в Метрополитен-опера - там Онегиным был Мариуш Квечень).

Финальный дуэт Татьяны и Онегина (концерт на Красной площади, 2014).

3.Леди Макбет (Дж.Верди "Макбет")

Эту партию сама Нетребко часто называет одной из своих любимейших. Но критика на этот раз достигла своего апогея. Эта партия считается принадлежностью драмсопрано, которую "по определению" не должны петь лирические колоратуры, к которым относили Нетребко на заре карьеры. То, что голос может эволюционировать, критикам, видимо, неизвестно.

Баварская опера, Мюнхен, 2014

Впоследствии Анна еще много раз пела эту партию на всех ведущих сценах, в том числе Метрополитен-опера, Ла скала. Совсем недавно, в июле 2023, спела леди Макбет в Милане на сцене Ла Скала.

Сцена сомнамбулизма, Берлин, 2018

4.Аида (Дж.Верди "Аида")

Также любимая партия Анны Нетребко последнего десятилетия. Первый раз исполнила ее на фестивале в Зальцбурге,в 2017 году, потом пела несколько раз в Венской опере, Арена ди Верона, Метрополитен опера

Метрополитен опера, сезон 2018/19

5. Леонора (Дж.Верди "Сила судьбы").

Эту партию Анна поет нечасто, ( да и сама опера достаточно редко ставится). Мне известен только один спектакль - королевской оперы в Лондоне 2019 года. Ее партнером в этом спектакле был Йонас Кауфман.

Придирки тут уже стандартные: не ее партия, Анна не драматическое сопрано, а якобы лирико-колоратурное, голос искусственно затемнен. Анна действительно может менять окраску голоса от светлой до темной, но кто сказал, что темная окраска для нее "искусственная"? Есть альтернативное мнение, что Анна по природе меццо-сопрано, но сумела развить превосходные верхние ноты, поэтому пела всю жизнь сопрановый репертуар. То есть для одних Нетребко - легкое лирическое сопрано, а для других - меццо, ничего себе разброс суждений!

К этому последние годы добавляется обвинение в "качании голоса", на что я могу сказать, что этим страдают почти все драмсопрано после 40-45 лет, но у Анны это пока выражено в незначительной степени. Для сравнения - та же самая ария в исполнении Людмилы Монастырской. У нее большой звучный голос, позиционируется как драмсопрано, и она моложе Анны (в 2019 году ей было 44 года) . Та же самая лондонская постановка, очень нестабильное вибрато, качание, вплоть до тремоляции. Кроме того, в таком сравнении очевидны различия в осмысленности звучания и актерской игре у Нетребко и Монастырской.

Мне понравился один англоязычный комментарий под роликом с Нетребко. На мой взгляд, очень точная оценка ее образа Леоноры.

"Да, у нее есть неточности здесь. Но она переосмыслила эту арию. В ее представлении это не просто красивая мелодия, это исповедь смертельно уставшей и измученной женщины. Сегодня она одна из немногих исполнителей, которые понимают, о чем поют. Ее пиано на 3.00 необычайно психологически окрашено. Да, это не совсем ее репертуар, но она состоявшаяся артистка, и имеет право на творческий поиск".

6. Флория Тоска (Дж.Пуччини "Тоска").

Еще одна драматическая и очень харизматичная партия в репертуаре Нетребко.

Анна пела эту партию в разных постановках, не всегда однозначных. Одна из лучших, на мой взгляд, - спектакль миланского Ла Скала 2019 года. В партии Скарпиа - Лука Сальси

7. Турандот (Дж.Пуччини "Турандот").

Это, пожалуй, самая спорная из всех партий Нетребко последних лет, которая собрала настоящую лавину критики. Тем не менее, ее приглашали на эту партию ведущие европейские театры и нью-йоркский Метрополитен-опера. Правда, в Нью-Йорке запланированный на май 2022 года спектакль с участием Нетребко не состоялся по политическим причинам. Театр Метрополитен-опера разорвал с русской певицей контракт из-за того, что она в предыдущие годы поддерживала Путина и Россию. Теперь Анна судится с Мет, и подает один иск за другим. Первый - на 200 тыс. долларов, был признан, второй - на 400 тыс. за "моральные страдания" сейчас рассматривается.

Заменили тогда Нетребко на украинку Людмилу Монастырскую. Но если отвлечься от политики - так ли уж недостойно поет Анна Турандот, как об этом кричат на всех углах критики?

На мой взгляд, Анна прекрасно справляется со сложностями этой партии. И достигает сильнейшего эффекта именно вокальными средствами. Она поет эту, прямо скажем, не самую благозвучную партию максимально выразительно. У нее нет сверлящего тембра Нильсон, но она способна делать свой красивый мягкий голос разнообразно и драматично звучащим. У Анны Турандот - не ледяная жестокая принцесса, а женщина, пережившая в юности психологическую травму, из-за страшной участи своей бабушки, но по природе не жестокая и способная полюбить.

Спектакль Арена ди Верона, 2022

Завершая галерею образов Анны Нетребко, хочется сказать, что несмотря на все сложности, естественные и привнесенные политикой, карьера выдающейся певицы современности и нашей соотечественницы, продолжается. Впереди у Анны еще много интересных спектаклей и ролей. Лично я очень жду ее интерпретацию Лизы в "Пиковой даме".

Пожелаем Анне Нетребко новых творческих достижений!

Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, поддержите автора лайками, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал! Мы говорим об актуальных событиях, а также музыке, фигурном катании и многом другом.

Поддержать канал можно здесь: https://yoomoney.ru/to/41001749722694