Роман “Разгром“ Эмиля Золя – про разгром французской армии и дела коммунаров. И тот, и другой – жутко кровавые.
Император Франции в то время – Наполеон III (племянник всем известного Наполеона I). Франция воюет с Пруссией (Германией) на своей территории. То есть французы защищают свою землю. Но воюют плохо. Потому что нет грамотной стратегии, и командование бездарно. Пруссаки добираются до Парижа. Этого (поражения в войне) политически активное общество простить своим властям не может. И война с пруссаками пререходит в войну друг с другом. Французы убивают французов. Коммуна против Версаля. Результат - тысячи погибших и сожженный Париж. Немцы не вмешиваются, наблюдают в сторонке.
Я начинаю узнавать Эмиля Золя как писателя. Прочитала три романа: “Радость жизни“, “Жерминаль“ и “Разгром“. Знаю, что он представитель литературного направления – натурализма. То есть с журналисткой настырностью и этической свободой фиксирует факты на своих страницах. Это значит, что если в романе война, здесь будет кровь, оторванные конечности, кричащие от боли покалеченные лошади, и всё такое. Это очень страшно. Это то, что должны читать перед сном политики сегодня.
Мне “Разгром“ понравился меньше, чем предыдущие романы. Это потому что тема такая. Ощущение, что я читала учебник французской истории с 3D иллюстрациями.
Безвольный больной император (хоть и до конца был со своей армией). Неграмотное командование войсками, которые беспорядочно отступают, перемещаются, и в результате проигрывают. Голодные, уставшие, потерявшие человеческий облик солдаты. Их “быт“ нарисован автором в картинках. Сначала они реквизируют у своих соотечественников – французских крестьян – рис и куриц, другие продукты. Потом просто грабят дома, в которых уже нет ничего. Потом едят мясо погибших лошадей. Иногда – умерших неделю назад…
Персонажей много. Они разные. Парой мазков своей гениальной писательской кисти автор изображает храброго Жана, стоящего двумя крепкими крестьянскими ногами на земле. Он бьётся ради начала мирной жизни.
И мятущегося, смелого, отчаянного, с горячим сердцем, Мориса. Он любит Францию всей душой, на все готов ради неё, даже на сожжение Парижа. Ради очищения от старого, ради светлого будущего.
Генриетта – воплощение женского, экзистенциального – самого главного на земле. Жизнь, тепло, любовь – важнее мужских кровавых амбиций. Она смелее и сильнее их всех.
Золя – натуралист. Он не описывает психологических мучений в душах и мозгах персонажей. Он просто пересказывает, глядя со стороны. Чего стоит, например, описание сцены расстрела, Вейса, “Пьера Безухова“ по-французски (очень похожий персонаж), на глазах его жены. Эмоции невероятные испытываешь, когда читаешь это.
Я довольна тем, что прочла “Разгром“. Рекомендовать буду тем, кто интересуется историей. В достоверность изображаемого верю. Золя в этом смысле настоящий отличник – очень тщательно изучал материал, о которым собирался писать. Много кровавых, очень жестоких сцен. Особенно волнуют, конечно, те, где участвуют дети или животные. Сильно переживательно – слабонервным не читать.
Но Эмиль Золя – классик. Его тексты безупречны. Читается легко. Интерес поддерживается до конца. Финал очень сильный. Трагический, мощный, эпический. Хороший исторический роман.