Все, что я намерена сегодня рассказать, основано не только на моем опыте, но и на опыте моих коллег, наставников и учителей.
6 последних лет я создаю онлайн курсы, а если говорить более конкретно, обучающие онлайн и смешанные события с преподавателями и экспертами в самых разных областях. От обществознания, психологии, социальной работы до продаж.
Что происходит сейчас?
Пункт 1. Видео, аудио контент становятся максимально эмоциональными. Текстовые посты сокращаются до нескольких абзацев, несут в себе идею вдохновить, мотивировать, увлечь, заставить задуматься.
Ютуб шортс, тикток, рилс в инстаграмме – эмоционально заряженные короткие (до минуты) ролики, в том числе (!!!) обучающего характера. Мы перестаем читать длинные тексты. Появились сервисы, где можно купить короткое содержание книг.
Для поколений детей, кто не знает жизни без интернета, границы между реальной, физической жизнью и онлайн пространством просто не существует.
VR-технологии, онлайн банкинг, мобильные сервисы заказа еды, товаров прямо домой – все это про стирание границ между физикой и онлайном.
Хорошо ли? Плохо ли? Не знаю.
Но если уйти от оценивания, и посмотреть на то, как есть сейчас, то можно сделать массу полезных открытий для ведения занятий в онлайн пространстве.
Тенденция: граница между физической реальностью и онлайн пространством стирается.
Пункт 2. Замечали, как студенты, сидящие в аудитории, переспрашивают только что сказанное Вами?
Они будто улетели куда-то, пока их физическое тело сидело за столом и держало телефон в руках.
Информационный шум, заряженные новости, провокационная реклама, речь блогеров (а это те, кто составляет круг общения современных студентов), больше похожая на лозунги, отрывистые, категоричные.
Психика вырабатывает механизмы защиты: «отлетает», внимание рассеивается. Мы живем в век, когда внимание становится главным ресурсом и дефицитом.
Замечали по себе, как приятно ехать в поезде под успокаивающие, убаюкивающие движения и думать о чем-то своем? А где же ваше тело? Что с ним происходит? Физическая реальность вдруг исчезает, Вы уноситесь в другие слои.
Онлайн мир делает то же самое, что и поезд, но выйти из него сложнее.
Тело сидит, а вы улетаете в игру, фильм, в любую форму онлайн взаимодействия.
Тенденция: мы «отлетаем» от физической реальности.
Пункт 3. Как проводить вебинарные (онлайн) занятия сейчас?
Соединять 2 реальности – физическую и онлайн. Быть одновременно и там, и там.
Позже я предложу схему проведения вебинара. А сейчас расскажу про принципы.
Первый принцип:
Контакт с увлеченным преподавателем помогает всем студентам понять предмет.
Ключевое – контакт.
- «Как вы?»
- «Что происходит в вашей жизни сейчас?»
- «Вам удобно сидеть там, где вы находитесь?»
- «Вас будет что-то отвлекать от нашего занятия?»
- «А у меня сегодня вот это…»
Без установления контакта со студентом идти в вебинар бесполезно. Вы загрузите кратковременную память информацией, которая будет сброшена психикой в ближайшие часы. И оставите после себя давящее ощущение «как в школе». Студент станет объектом, в которого Вы загружаете информацию.
Не человеком, не личностью с текущей жизненной ситуацией, мыслями и чувствами, а тем, в кого грузят информацию.
Первый принцип онлайн обучения – установление контакта.
Второй принцип:
Соединяем онлайн занятие с физической реальностью:
- Предложить распечатать конспекты к уроку или записывать ручкой в тетрадь то, что вызвало живой интерес, что было непонятно и тд..
- Зарядки, прыжки, EMDR приемы на расслабление, дыхательные практики.
- Задания на перемещение в том месте, где находится студент, расстановочные практики и так далее.
Задача: не отлетать из тела.
Третий принцип:
Информация нужна, чтобы пробудить что-то в студенте.
Задача НЕ запихнуть побольше информации в краткосрочную память (мозг сейчас работает на сброс информации, ее слишком много вокруг). Лучше, чтобы слова, как коды, отозвались внутри человека, как-то на него повлияли, вызвали эмоции, чувства.
Если опросить студентов после лекции/занятия, то они расскажут разные истории. Они все были на разных занятиях.
- «Просьба: пожалуйста записывайте только то, что в вас отозвалось»
- Направление вопросами: «что вам больше всего запомнилось? Что удивило? Что расстроило? Что восхитило? Как вы это чувствуете?»
- «То, что вам откликнулось, и есть вы. Постепенно вы начнете проявлять себя настоящего. Из множества информации выбирать свое. Проснется уникальность.»
Нам сейчас не нужно готовить стандартизированных работников под задачи промышленности. Человек впервые может проявить свои уникальные заводские настройки. Быть в профессии со своим лицом.
Нет универсальности в природе. И человек не универсален.
Если клетка печени пройдет переподготовку на клетку мозга, получит диплом установленного образца, она будет сгрохнута системным иммунитетом как потенциально раковая.
Наши заводские настройки уникальны. Мы можем уметь что-то, а что-то точно не уметь.
Уважать свое «я не могу» важно вот почему:
Тогда нам нужна команда. Не похожих на меня, но близких по духу людей. Кто может то, чего не могу я. Тогда снижается градус конфликтности внутри группы, команды, семьи. «Ты не похож на меня и это здорово.» Мы можем дружить, более того у нас появляется необходимость дружить, быть внимательными друг к другу. Быть в контакте.
Примерная схема проведения онлайн занятия (не лекции):
1) Установление контакта с группой
- «Как дела?»
- «Что происходит сейчас?»
- «Вам удобно?»
- «Вас может что-то отвлечь от занятия?»
- «Комфортней с выключенной или включенной камерой?»
- «Будь с нами, ты можешь наблюдать и если захочешь, сказать что-то, ты можешь это сделать»
2) Повторение, структурирование предыдущего опыта
- «Что запомнилось с прошлого занятия?»
- «Удалось что-то применить?»
Напомнить, о чем говорили в прошлый раз.
3) Упражнения/внимание в физический мир – в течении занятия, не обязательно в начале.
Зарядка:
- Прыжочки радости (прыгаем и радуемся).
- Волновые покачивания. Все, что связано с убаюкивающими движениями.
- Постукивание пятками об пол.
- Растирание ладоней.
Дыхательные практики: Быстрый вдох, выдох на 8 счетов – переход в альфа состояние, когда эмоциональный фон снижается, а способность воспринимать происходящее остается. Или вдох носом, выдох ртом – классическое упражнение на успокоение.
EMDR
Упражнения из поливагальной теории на расслабление
4) Тема занятия
5) Практические задания (с физическим компонентом, если это возможно)
- «Напишите…»
- «Запишите 5 ответов на вопрос….»
- «Нарисуйте…»
Здесь же все способы групповой, парной работы в сессионных комнатах с необходимостью нажимать кнопку перехода, кнопку выхода в эфир, записывать общие мысли и их потом озвучивать.
6) Как урок повлиял на студента
- «Что отозвалось сегодня?»
- «Что удивило?»
- «Что расстроило?»
- «Как вы?»
Призвать наблюдать за собой, интегрировать информацию урока в свою жизнь и работу. Изучать дополнительные материалы из позиции «что меня в этом привлекает, что удивляет, как на меня это влияет»
В заключении
Эдит Ева Эгер в своей книге «Выбор» пишет:
«Мою профессиональную деятельность следует определять моим внутренним состоянием. …. Моя работа будет осуществляться за счет внутренних ресурсов моей личности – цельной, подлинной и самобытной»
Работа преподавателя всегда на отдачу. И система образования требует отдавать больше, лучше, эффективнее, в рамках новых стандартов.
Но вы живые. Моя схема сегодня – не жесткий конструкт, не очередной стандарт, а робкое напоминание, что всё начинается с контакта. С собой, своим телом, преподавателем по ту сторону монитора или телефона, со студентом за черным экраном вебинарного окошка. С текущей ситуацией в семье, в стране, в мире.
Верю, что работа преподавателя в онлайн пространстве может приносить много удовлетворения, радости от встречи и сил продолжать делать то, что вы, дорогие мои собеседники сегодня, выбрали делать.
Благодарю за внимание.
Александра Искендяева, методолог онлайн обучения.
VK https://vk.com/alexandra.metodolog
Inst* https://instagram.com/alexandra.metodolog?igshid=YmMyMTA2M2Y=
*Meta — материнская компания Facebook, WhatsApp и Instagram. Признана экстремистской и запрещена на территории РФ.