Бумажная купюра «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ» была разработана задолго до того времени, когда эту банкноту большевики решились выпустить в обращение — так же, как и отчеканенные в 1921 г. и в 1922 г. серебряные российские монеты 50 копеек и 1 рубль (с пятиконечной звездой).
Время для запуска купюры в обращение пришло тогда, когда большевики отменили законы военного коммунизма, легализировали свободу торговли и постепенно изъяли из обращения большую часть совзнаков: вот только тогда можно было запускать в оборот полноценные металлические и разменные на золото бумажные деньги — в 1924 году.
По Конституции СССР 1923 года именно выпущенный Государственный Банком червонец, равный 10 рублям, стал денежной единицей страны Советов.
Червонцы образца 1922 года были напечатаны в тех же 5-ти номиналах, которые ранее были присущи банкнотам Российской империи: 1 червонец, 3 червонца, 5 червонцев, 10 червонцев, 25 червонцев.
- «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ РСФСР» 1922 года был выдержан в строгом стиле банковского документа: в 1922 году еще не пришло время размещать на советских деньгах портреты вождей.
«Банковый билет» размером 177 мм х 110 мм был изготовлен из бумаги с водяными знаками в форме четырехугольников, в которые были вписаны треугольники.
Автором дизайна банкноты был художник Владимир Николаевич Адрианов: в 1922 году он работал заведующим художественно-репродукционным отделом ГОЗНАКА, где и был напечатаны первые советские червонцы, он же являлся одним из авторов герба СССР.
Если на кредитных билетах имперского Госбанка традиционно ставились подписи только Управляющего и Главного кассира, то на советских червонцах образца 1922 года 2 подписями не ограничились.
На червонцах советского образца к подписи главы Госбанка добавили подписи ещё и членов Правления Госбанка, причём число подписей на червонцах возрастало с увеличением их достоинства — от 4-х и 5-ти подписей на купюре «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ» до 8-ми подписей на купюре «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЧЕРВОНЦЕВ».
Плюс — подпись Бухгалтера, вместо подписи Главного кассира.
На купюре «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ» поставили факсимильные подписи:
- глава Госбанка А.Л.Шейнман и члены Правления – Н.Н.Кутлер, А.Д.Шлезингер, З.С.Каценеленбаум, П.А.Садырин;
- бухгалтер – П.Яконовский.
Интересно, что один из подписавших — Николай Николаевич Кутлер, являвшийся одним из разработчиков денежной реформы 1922 г.-1924 г. — при Николае II работал Управляющим Дворянским и Крестьянским поземельными банками, т.е. до Октябрьской революции 1917 года он был высокопрофессиональным практикующим банкиром.
Появление бумажных червонцев РСФСР были реальным доказательством стабилизации денежного обращения в эпоху НЭПа, а для граждан страны Советов явилось подтверждение истины, что «новое — это хорошо забытое старое».
- Первыми бумажными червонцами СССР стали банкноты «ТРИ ЧЕРВОНЦА» 1924 года (с сеятелем на лицевой стороне), а банкнота «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ С.С.С.Р.» был выпущен позднее — в 1926 году.
По сравнению с предшествующим ему билетом «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ РСФСР» 1922 года были сделаны следующие изменения:
- на банкноте зафиксировали изменение названия страны — РСФСР поменяли на СССР;
- банкнота из односторонней превратилась в двустороннюю;
- размер купюры уменьшили — до 155 мм х 84 мм
- бумагу для печати взяли попроще — уже без водяных знаков;
- подпись Бухгалтера с купюры убрали — вероятно, ее сочли несущественной деталью для советской банкноты.
По тексту внесли следующие изменения:
- золотое содержание червонца выразили не в золотниках, а в граммах;
- убрали фразу о приеме банковых билетов по их нарицательной цене в уплату государственных сборов и платежей.
Банкнота «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ» 1926 года существует в 3-х вариантах подписей тех 3-х лиц, которые последовательно возглавляли Правление Государственного Банка СССР:
- Арон Львович Шейнман;
- Георгий Леонидович Пятаков;
- Моисей Иосифович Калманович.
На данной купюре расписались:
- председатель Правления — М.И.Калманович, члены Правления – Л.И.Марьясин, Горбунов, Г.М.Аркус.
Автором дизайна червонца был художник Иван Иванович Дубасов: именно ему еще в январе 1924 года было поручено — срочно ! — сделать макет почтовой марки с портретом В.И.Ленина, которую следовало изготовить ко дню похорон вождя, и портрет был написан художником практически за 1 день (!).
После выполнения столь ответственного заказа И.И.Дубасов переходит на работу в ГОЗНАК, и далее вплоть до своего ухода на пенсию в 1970 года именно он имел прямое отношение к художественному оформлению всех бумажных денежных знаков СССР.
В 1928 году к вышеупомянутым банкнотам СССР — «ТРИ ЧЕРВОНЦА» и «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ» — добавили еще 2 номинала: зелёные «ДВА ЧЕРВОНЦА» и серо-чёрные «ПЯТЬ ЧЕРВОНЦЕВ» — уже другого дизайна.
Впоследствии в СССР еще дважды печатали бумажные червонцы — в 1932 году и в 1937 году, но это были совсем другие деньги — на связь с золотом они уже реально не претендовали.
- «ОДИН РУБЛЬ С.С.С.Р. ЗОЛОТОМ»
10-ти рублевый червонец не мог бы в одиночку обслуживать розничный товарооборот без более мелких денежных знаков: для совершения повседневных покупок населению нужные были номиналы поменьше — бумажные рубли.
Как было анонсировано в февральском 1924 года декрете ЦИК и Совнаркома СССР, для «создания устойчивых денег достоинством менее одного червонца» Министерство Финансов выпускает казначейские билеты номиналом 1 рубль, 3 рубля и 5 рублей».
Самый маленький номинал — он и самый ходовой: таким стал для советских людей казначейский билет «ОДИН РУБЛЬ С.С.С.Р. ЗОЛОТОМ» 1924 года.
Своим ярко-желтым цветом новый бумажный рубль как бы подчеркивал свою связь с золотом, а для большей убедительности это было отмечено и в тексте на обороте купюры.
Дизайн золотого казначейского рубля разработал художник ГОЗНАКА Александр Георгиевич Якимченко, ранее он же был автором эмблемы для самого ГОЗНАКА (1921 г.).
В отличие от банкноты «ОДИН ЧЕРВОНЕЦ» казначейский рубль имел вертикальную ориентацию и был изготовлен из бумаги с водяными знаками в виде ракушек, на которые наложили надпись ОДИН РУБЛЬ.
На лицевой стороне билета размером 82 мм х 155 мм размещены факсимильные подписи:
- Нарком Финансов — Сокольников;
- Кассир — Богданов.
Тот факт, что в СССР вошли на момент его образования 4 республики — Российская, Закавказская, Украинская и Белорусская — был отражен в написании номинала и названия денежного знака на 4-х языках вошедших в Союз республик (на оборотной стороне).
Входящих в СССР республик на тот момент было еще немного, поэтому ниже текста на обеих сторонах купюры разместили чистое пространств, предназначенное для лучшего распознавания водяных знаков — так называемое купонное поле.
Лично мне оформление билета «ОДИН РУБЛЬ ЗОЛОТОМ» кажется более удачным, чем дизайн зелёного билета «ТРИ РУБЛЯ ЗОЛОТОМ» и дизайн синего билета «ПЯТЬ РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМ» того же года выпуска: выглядит «ОДИН РУБЛЬ ЗОЛОТОМ» явно повеселее.
Наверно так показалось не только мне: когда в 1928 году выпуск данного номинала решили повторить, его дизайн остался прежним, вот только бумагу взяли попроще (без водяных знаков) и актуализировали подписи ответственных сотрудников Минфина.
Выпущенные в 1924 году казначейские билеты «ОДИН РУБЛЬ ЗОЛОТОМ» оставались в обращении вплоть до 1947 года.
🫢
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.
Комменты — welcome !
За репосты — отдельная благодарность !👌