Найти тему
The Simpsons: Behind The Laughter

Moaning Lisa

«Стонущая Лиза» – шестой эпизод первого сезона мультсериала «Симпсоны». Сюжет вертится вокруг депрессии и попыток выйти из оной при помощи игры на саксофоне.

-2

Название является игрой слов, отсылающей к знаменитому джазовому стандарту Moanin' и картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

-3

В переводе на русский язык встречается также название «Бедная Лиза», являющееся в свою очередь отсылкой к повести Карамзина.

-4

У Лизы плохое настроение. Утром она долго и печально смотрит в зеркало, а во время завтрака отказывается от еды.

Печаль – одна из шести основных эмоций, описанных Полом Экманом, наряду со счастьем, гневом, удивлением, страхом и отвращением.

-6

Во время урока музыки она начинает импровизировать, а не следовать нотам «My Country, 'Tis of Thee», и учитель музыки мистер Ларго читает ей нотации. В столовой в Лизу бросают еду, на уроке физкультуры – мячи. Старшая дочь Симпсонов говорит, что ей слишком грустно, чтобы играть в вышибалы и директор Скиннер пишет записку родителям, о том что девочка не хочет заниматься физкультурой. Семья пытается проявить заботу, но это не помогает Лизе успокоиться и та всё глубже задумывается о смысле жизни и своём месте в мире. Сплошной экзистенциализм, в общем.

-7

Центральным постулатом экзистенциализма является то, что личная свобода, индивидуальная ответственность и осознанный выбор необходимы для стремления к самопознанию и определению смысла жизни. Только не забывайте, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И самопознание сильно отличается от самокопания.

-8

Тем временем Гомер и Барт увлечены видеоигрой – симулятором боксёрского ринга «Super Slugfest» (очень похож на игру Mike Tyson's Punch-Out!!), в котором сын всегда побеждает, а его отца это злит. Гомер кричит на Лизу, играющую на саксофоне, – якобы мешающую ему сосредоточиться – и той становится ещё хуже. Внезапно, когда ночью все спят, девочка слышит звуки другого саксофона и уходит из дома в его поисках. Ночью Мардж и Гомер видят сны – Мардж вспоминает детство, в котором она тоже не всегда была счастлива, но была вынуждена улыбаться, а Гомер видит кошмар, где он дерётся с Бартом.

-9

В это время Лиза находит таинственного музыканта и заговаривает с ним. Его зовут Мёрфи Кровавые Дёсны и тот предлагает ей поиграть вместе. Они импровизируют в стиле блюз на мосту, пока обеспокоенная Мардж не находит и не увозит дочь. Мёрфи успевает пригласить девочку в клуб под названием «Jazz Hole», где он играет.

-10

Блюз – это музыкальный жанр и форма, зародившаяся на юге Соединенных Штатов примерно в 1860-х годах. Блюз вобрал в себя спиричуэлы, рабочие песни, полевые вопли, выкрики, песнопения и простые рифмованные повествовательные баллады из афро-американской культуры.

-11

Барт пытается развеселить свою сестру очередным пранком над Мо. Пацан просит позвать к трубке Jacques по фамилии Strap. В итоге это звучит как Jock Strap. Так называют резинку от трусов. А в переводе все смеются над тем, как Мо спрашивает некоего Жака Стрэпа.

-12

Мать подвозит центральную героиню эпизода в школу и после неудачного совета «улыбаться несмотря ни на что» Мардж велит дочке быть самой собой и не улыбаться через силу. Лизе нравится такой подход и со временем её грусть проходит.

-13

Гомер находит в зале видеоигр Хоуи, маленького специалиста по боксёрским играм, и берёт у него несколько уроков (фоновым шумом аркады является музыка из игрового автомата Tetris). В очередной вечер игры с Бартом он показывает всё, чему научился. Вот уже близка первая победа Гомера над сыном, но в это время Мардж выдёргивает шнур питания приставки из розетки. Вся семья идёт в джаз-клуб, где Мёрфи исполняет их совместную с Лизой песню.

-14

Джаз-клубы располагались в больших залах в эпоху оркестрового и биг-бэнд-джаза, когда оркестры были многочисленными. Большие залы также были распространены в эпоху свинга, потому что в то время джаз был популярен как танцевальная музыка. С переходом к стилям эпохи 1940-х, таким как бибоп, и более поздним стилям, таким как соул-джаз, в основном исполняемых небольшими группами, джаз стал скорее музыкой предназначенной для прослушивания, а не для танцев. В результате появились небольшие клубы с небольшими сценами и интимной атмосферой.

-15

Ярдли Смит, которая озвучивает Лизу, назвала этот эпизод одним из своих самых любимых.

Композиция «Moanin' Lisa Blues» в варианте, несколько отличающемся от звучащего в эпизоде, вошла в сборник «The Simpsons Sing the Blues».