Чаще всего большинство из нас пытается ограничить доступ к гаджетам или компьютерам после какого-либо происшествия.
Причем решения спускаются «сверху», авторитарно, часто унижая и стыдя в никчемности своего подростка, с угрозами и много еще чем. Как правило, все, что рефлекторно приходит в голову – это автоматическая реакция. Список неэффективных воспитательных приемов очень большой.
Авторитарный стиль очень опасен - ничего вы не добьетесь. Только продолжите топить в цифровом болоте, а в самых тяжелых ситуациях дети начинают задумываться о суициде.
Важно, чтобы не было чувства, что мы боремся против увлечений ребенка, которые на данном этапе жизни очень важны. А, значит, против него самого. «Меня не любят таким самые близкие» - вот какие мысли вьются ульем в голове при неадекватной реакции на происшествие. Но задача у нас совершенно другая.
Мы боремся вместе против целой индустрии, где работают лучшие клинические психологи, создавая алгоритмы вовлечения.
Поэтому наивно полагать, что, оставив ребенка наедине с самим собой, его поведение в корне измениться – этого не произойдет, чаще всего происходит наоборот.
Нельзя совершать действий под властью эмоций. Конечно, во многих семьях по-другому просто не умеют. Поэтому ситуация с каждым годом только ухудшается. Чем хаотичнее воспитательная система, тем менее рациональное поведение у ребенка в такой семье.
После того, как вы успокоитесь и вернете себе контроль, необходимо вводить практику «Давай вместе». Это современный вариант техники активного слушания, который должен применяться в семье повсеместно.
Взрослый как бы подключается к интересу сына или дочери, просит рассказать и показать. Чаще всего родительский функционал заканчивается установлением родительского контроля, лимитов на экранное время. Но мы ничему не обучаем в процессе.
«Давай вместе» это способ наблюдения за текущей ситуацией.
Если у вас продолжительные слитно-конфликтные отношения, то взрослый подросток может просто послать. В этом случае надо принять, как данность, что моя система воспитания привела к таким результатам. И это можно и нужно менять, а не продолжать обвинять во всем своих детей.
Для этого взрослому нужно учиться в первую очередь быть хорошим разведчиком. Главный навык которого дружественно молчать и слушать. В этот момент есть шанс сместиться со своих переживаний и понять:
1. Сталкивался ли уже ребенок с лутбоксами? Что про них думает? Обходит стороной или старается получить, когда открывается вариант бесплатно его заработать, совершив необходимые действия?
2. Думал ли уже о покупке
3. Или может уже во всю покупает, мыслительная деятельность поглощена анализом возможных выигрышей? Что уже удалось добыть?
4. Где берет деньги? Экономит на карманных деньгах?
5. Были ли мысли незаметно воспользоваться карточкой родителей, провести транзакцию? Или такое обдумывание уже перешло к конкретное действие?
Вот такой когнитивный алгоритм проходит каждый, кто играет в игры, где в той или иной форме используются механизмы лутбоксов.
Понимая лестницу вовлечения, перед которой практически невозможно противостоять, начинаешь по-другому смотреть на сына или дочь. После этого воспитательный градус, возможно, будет снижен. Атмостфера в семье должна стать более дружелюбной и принимающей.
На первом этапе, даже раньше, когда игра еще не вошла в жизнь, важно объяснять принципы финансового поведения. Играть, соблюдая баланс между учебой, секциями, друзьями в общем то можно. Но забывать обо всем на свете, думать только о выигрыше, забывать про себя и свою жизнь, забивать на реальное общение, это не норма.
Чем младше ребенок, тем легче передать собственную картину мира. Уровень критического мышления еще очень низкий, каждое слово значимого взрослого воспринимается как аксиома.
Теперь понятно, на каком этапе ситуация вышла из-под контроля, когда дети воруют сотни тысяч рублей? Потому что в 5-7 лет, когда складывалась картина мира, ключевые моменты про деньги никто не рассказал. Мозг с этой информацией не взаимодействовал, импульсы по нейронным цепям не прошли.
Если на данном этапе педагогической работы сын или дочь подтыривают деньги, чтобы задонатить или спустить на лутбоксы, то никакого понимания управления деньгами к этому времени нет. Простого ограничения экранной активности недостаточно. Невозможно бесконечно сдавливать пружину. Рано или поздно оборона в виде экранного времени будет просто снесена процессом взросления и отделения.
Посмотрите, что получается – потребность после длительного органичения выросла еще больше, а знаний и опыта управления финансами не прибавилось. Отпружинить может так, что произойдет то, что специалисты называют срывом.
По большому счету, если семья столкнулась с воровством, то можно поблагодарить этот эпизод. А не превращать его в трагедию, которая оставит отпечаток в сознании на долгие годы.
Уже с 6 лет банки выдают дебетовые карты. По закону дети могут совершать мелкие бытовые покупки. А в 18 уже можно пользоваться кредитной.
И вот по телевизору или в интернете такой юноша или девушка видит рекламу от банка о том, что благодаря такой волшебной карте можно больше ни о чем не париться – и на вечеринку хватит, и на онлайн курс. К низкому уровню финансовой грамотности, как правило, присоединяется такой же уровень критического мышления. И считающая себя взрослой «личность» берет лопаточки и копает себе долговую яму, с которой будут разбираться скорее всего родители.
Для семей, чьи дети воруют или не разобрались с тратами в интернете недостаточно простого ограничения.
Сосредоточтесь на том, чтобы подросток научился управлять своими деньгами, хотя бы понимал их ценность. Был способен соотносить свои потребности и возможности. Нарабатывал опыт саморегуляции.
В случаях, когда близкий доверительный контакт давно разрушен, такое бывает часто в семьях геймеров, то первым шагом будет следующая договоренность. Чтобы подросток попытался прекратить траты в своей игре, а если все же возникнет желание, то пришел к вам это обсудить. Таким образом вы будете учить сдерживать свои импульсы, пропускать инстинкт через собственное сознание. Собирайте вместе моменты, когда «хотел потратить, но не стал». Это потихоньку будет сокращать пропасть непонимания. А геймер сделает маленький шаг к тому, чтобы набрать способность справляться со своей тягой, сказать себе «стоп».
Каждый ребенок сталкивается с бесконечным желанием прокачать своего героя и купить скины. Включаться необходимо на этом этапе, рассказывая, что тратить деньги нужно разумно. И этому нужно учится. А то лет через пять можно оказаться ни с чем, зато с самым крутым героем. «Тебе это надо?»
Даже, если семья столкнулась с воровством, то это просто симптом. Направляйте все усилия на развитие навыков управления деньгами, получение практического опыта, вместо сдерживания пружины, которая рано или поздно выстрелит в лоб по полной программе.