Найти тему

Винтажная кассетная дека AIWA AD-F450: на ленте первого типа не плохо, но хотелось бы лучше

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня в выпуске тестирование японской кассетной деки AIWA AD-F450 с магнитной лентой первого типа.

Эту деку я купил на сайте Авито с пересылом из Москвы. В первый же день проверки случился курьез – дека проиграла две песни с моей кассеты и отказалась работать. Как выяснил я у знакомого мастера – лопнул пассик. Надо отдать должное продавцу, тот бесплатно выслал новый пассик на замену лопнувшему. Поэтому я ему в отзыве поставил пять звезд.

В общем, через неделю дека была в порядке и я смог сделать первые эксперименты с записью и воспроизведением на ленте первого типа. Но для начала некоторая информация по самой кассетной деке.

Дека произведена в Сингапуре и имеет питание 220 Вольт. Корпус металлический черного цвета, а панель передняя из черной пластмассы.

Рис. 1. Кассетная дека AIWA AD-F450
Рис. 1. Кассетная дека AIWA AD-F450

Основные отличительные черты этой деки:

  • Диапазон воспроизводимых частот: Лента первого типа 20 – 16 000 Гц
  • Коэффициент детонации 0.1 %
  • Отношение сигнал/шум 73 dB на ленте метал с включенной СШП Dolby C
  • Один мотор с сервоприводом
  • Один обычный мотор
  • Вес 4,4 кг
  • Фирменная система антимодуляционной стабилизации AMTS
  • Системы шумопонижения Dolby B и Dolby C
  • Система динамического подмагничивания Dolby HX Pro

Паспортные данные, в принципе, на хорошем уровне. Диапазон воспроизводимых частот на ленте первого типа соответствует советским декам первого класса типа Орель 101-1 Стерео и Вильма 104 Стерео. Посмотрим, на что в реальности способен аппарат в реальных условиях записи и воспроизведения.

Для тестирования на ленте первого типа я выбрал кассету ECP Ultra Ferro 90, которые в 1990-х годах выпускались под Красноярском в Российской Федерации по технологиям немецкой фирмы BASF. Причем, использована более поздняя версия кассеты, в которой была уже лента собственного производства, а не просто загрузка немецкой готовой лентой.

Рис. 2. Аудиокассета ECP Ultra Ferro 90  в упаковке
Рис. 2. Аудиокассета ECP Ultra Ferro 90 в упаковке
Рис. 3. Аудиокассета ECP Ultra Ferro 90
Рис. 3. Аудиокассета ECP Ultra Ferro 90

Надо сказать, что у меня до сих пор сохранилось немало кассет ECP из 1990-х годов с записями тех лет.

Рис. 4. Аудиокассеты ECP Ultra Ferro 90 из 1990-х с записями тех лет
Рис. 4. Аудиокассеты ECP Ultra Ferro 90 из 1990-х с записями тех лет

Поэтому для тестирования записи я выбрал исполнителя евродэнса из далеких 1990-х годов, а именно, первый альбом проекта Haddaway под названием The Album 1993 года выпуска. Песни с этого альбома гремели в те времена наравне с музыкой того же легендарного 2 Unlimited. Надо ли добавлять, что это был любимый стиль музыки в нашей молодежной среде. Я до сих пор слушаю этот альбом с большим удовольствием. Так вот я раздобыл в интернете файлы высокого разрешения flac и сделал запись на кассету ECP Ultra Ferro 90.

Рис. 5. Haddaway (2019 год, Википедия)
Рис. 5. Haddaway (2019 год, Википедия)
Рис. 6. Обложка CD Haddaway The Album 1993 года
Рис. 6. Обложка CD Haddaway The Album 1993 года

Ну а что пишет интернет об этом исполнителе?

Давайте глянем википедию.

Нестор Александр Хаддавэй родился 9 января 1965 года в Тринидаде в семье нидерландского океанографа и тринидадской медсестры. После развода родителей в начале 1970 года с отцом переехал в Европу. Окончив начальную школу-интернат в возрасте 9 лет, он переехал в Соединенные Штаты к матери.
Окончил среднюю школу в городе Мэриленд, штат Мэриленд, в 1983 году. Увлёкся творчеством Луи Армстронга, что побудило его научиться играть на трубе. Нестор сформировал свою первую группу, которую он назвал «Шансы». Проявлял активность в школьных джазовых, маршевых, симфонических и эстрадных ансамблях.
Раскрывая любовь к музыке, Haddaway выполнял небольшие роли в кавер-группах в то время, когда он изучал «северо-американскую историю от первых монголоидных поселенцев до Америго Веспуччи в пятнадцатом столетии» в Университете Джорджа Вашингтона, Вашингтон (округ Колумбия).
В 1989 году, в возрасте 24 лет, Haddaway вернулся в Европу и обосновался в Кёльне (Германия), где он начал играть в американский футбол как нападающий в «Кёльнских крокодилах» в Немецкой футбольной лиге, а также подрабатывал как хореограф, продавец ковров; занимался написанием музыки в свободное время.
Самый большой успех выпал в 1993 году после встречи с Тони Хендриком, известным музыкальным продюсером из Coconut Records (Тони продюсировал A La Carte, Bad Boys Blue, Xanadu, Silent Circle, Londonbeat). Дебютный сингл «What Is Love» (1993) занял первое место в чартах практически всех стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки.

Итак, аппаратура готова. Давайте запишем первый альбом проекта Haddaway на деке AIWA AD-F450. Трек-лист альбома следующий:

  1. What is love
  2. Shout
  3. Yeah
  4. Rock my heart
  5. When the feeling’s gone
  6. What is love (Rapino Brothers remix)
  7. Life
  8. Mama’s house
  9. Come back
  10. Sing about love
  11. I miss you
  12. Life (Album re-mix)

Всего 12 песен с учетом пары ремиксов.

Кассетная дека имеет регуляторы уровня и баланса записи, а также уровня подмагничивания. Я выставил уровень подмагничивания в среднее стандартное положение, чтобы получить среднестатистический результат по записи, а не отклоняться в сторону превалирования высоких или средних частот.

Итак запись осуществлена, на одну сторону кассеты удалось записать 10 полных песен проекта Haddaway.

Затем я провел оцифровку с записанной кассеты и вот, что получилось. Давайте послушаем фрагменты записанных песен.

Сразу отметим, что фонограмма предназначена для частного прослушивания и воспроизведение, копирование, сдача в прокат, публичное прослушивание и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены. Все права защищены. Поэтому в информационно-образовательных целях Вы услышите только маленькие фрагменты композиций.

Ниже вставка-ссылка на мой подкаст Аналоговый звук, где вы можете послушать фрагменты записей.

Мы послушали фрагменты композиций в исполнении Haddaway. На слух мне не хватает высоких частот. То есть они есть, но хотелось бы побольше. Повторюсь, что регулятор подмагничивания был выставлен в среднее положение. Поворачивая его влево или вправо вы можете в определенном диапазоне менять высокочастотную составляющую на записи.

Ну а что нам даст объективный анализ данных с помощью частотной диаграммы. А исследование этого графика показывает, что аппарат пишет в заявленном диапазоне частот. даже есть некоторая информация выше верхнего диапазона указанных частот, но в перемешку с шумовыми составляющими. Тем не менее, паспортные данные выдержаны. Еще раз скажу, что хотелось бы чтобы высокочастотная компонента была с большей амплитудой сигнала. Но тут Вам в помощь регулятор подмагничивания при записи и регулятор тембров при воспроизведении.

Рис. 7. Частотная диаграмма (запись сделана на деке AIWA AD-F450, лента первого типа)
Рис. 7. Частотная диаграмма (запись сделана на деке AIWA AD-F450, лента первого типа)

Отметим, что задачи сравнения с советскими аппаратами не было, но Орель и Вильма, на мой взгляд, звучат повеселее в плане высоких частот.

Наш вердикт – по совокупности слуховых ощущений и объективного анализа частотной диаграммы отнесем его ко второй группе по советской классификации. Но аппарат интересный и достаточно хороший. Уточним, что всё это сказано о возможностях аппарата при использовании ленты первого типа.

На сегодня всё!

До встреч на волнах интернета!