Найти тему

90-е. "Жесткий бизнес". Продолжение

Глава тридцатая. Бензин или нефть?

Сижу в кабинете президента компании.
- Вы знаете английский? - интересуется Хазир Даудович.
- Знаю деловой английский.
- Завтра в гостинице "Англетер" встреча с банкиром в одиннадцать.
Назавтра при параде еду к Исаакиевскому собору и жду назначенного часа. Вхожу в отель и перемещаюсь в "лобби", как выразился англичанин по телефону, и ищу мужчину с красным галстуком, как он себя описал. Может, пионер? У меня, видимо, больное воображение?

- "Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры - дети рабочих..."

Отель "Англетер". Вид из ресторана на Исаакиевский собор (фото из интернета)
Отель "Англетер". Вид из ресторана на Исаакиевский собор (фото из интернета)

Нет, не из рабочих, и не пионер, а галстук... Действительно красный, изящный и подходящий ко всему облику истинного джентльмена, галстук был единственным ярким аксессуаром в его облике: великолепный серый строгий костюм, светлая кремовая рубашка, часы, запонки. Среднего роста брюнет, темные проницательные глаза, густые брови, маленькие ухоженные усы - он весь был такой ухоженный, ладный, как картинка, вылитый Кларк Гейбл. Меня он угадал по взгляду и улыбнулся. Пожали друг другу руки, я представился, обмен визитками. Лондонский филиал крупного шведского банка, вице-президент. Тут позвонил шеф - задерживаюсь. Я извинился за опоздание и стал тянуть время рассказами о терминалах в Прибалтике, где я был, о нефти и котировках Platt's. Через минут пятнадцать звонок - мы подъехали. Встречаю на парковке Хазира Даудовича, выходящего из нового черного "Мерседеса", и препровожу в лобби, к банкиру. Переместились в бар, сели за столик, переговоры начались. Мистер Кларк, назовем его так, неторопливо ознакомился с визиткой нашего президента и вице-президента банка "Таврический" в одном лице. Предмет переговоров вряд ли стоит раскрывать, ничего необычного - таблицы, графики, фото, обычная презентация. Оценив мои познания в английском, Кларк формулировал вопросы просто и не торопился получить ответ. Завершились переговоры рукопожатиями и обещаниями вернуться к этому вопросу в ближайшее время.В офис в "Мерседесе" возвращались вчетвером, впереди водитель с телохранителем, а сзади мы, участники встречи с российской стороны. В пути по просьбе президента я поведал о результатах посещения выставки в Зимнем стадионе на Манежной, где установил контакты с норвежской нефтегазовой компанией "Norsk Hydro" и другими интересными для нас участниками нефтяного рынка. Подъехали на улицу Зайцева, перед нами заранее распахнулись въездные ворота и автомобиль плавно подкатил во двор к внутреннему входу, прямо к группе студентов, обучавшихся в нашем здании. Сверкающий автомобиль их распугал как стайку воробьев, при нашем появлении разговоры сразу смолкли и сигареты затушены - четверо элегантных мужчин вышли из "Мерседеса" и скрылись в здании. Нас провожали удивленные взгляды.

Шли годы. К тому времени Елена Анатольевна и Андрей Иванович Зеленко расстались. Последний раз он навещал наш офис и предварительно звонил мне - на месте ли она? Все также изыскан во внешности и вежлив, но грустен и как будто придавлен то ли разочарованием, то ли печальными событиями, а возможно, и тем, и другим. Елена была с ним холодна и сдержанна. Наши отношения с ней тоже изменились на более официальные - где то время, когда она блистала озорными глазами и приобретала водительские навыки, а я сидел с ней рядом и в "Ниссане", и в "БМВ" - то ли инструктор, то ли охранник? Во всяком случае, было дело - часто дежурил в автомобиле, когда мое присутствие в некоторых инстанциях было не обязательным.
Когда нефтебаза проектировалась, решался принципиальный вопрос: для какого нефтепродукта она предназначалась как перевалочный пункт. От этого зависел вариант заказываемого оборудования, так как вязкость мазута и бензина различаются существенно. Консультировались и с трейдерами, в том числе иностранными. И пришли к выводу - нефть, как самый экономически выгодный вариант. Когда работа близилась к завершению, по инициативе руководства была резко вброшена тема - перевалка экспортного бензина из Омского НПЗ. Я сначала не поверил своим ушам, но к концу дня на факс "Инвест-Строя" от заказчика пришел проект контракта на перевалку, и я с ним внимательно ознакомился.
Назавтра состоялось выездное совещание всей королевской рати - "Румб", "Сигма", "Инвест-Строй", управленцы нефтебазы, не было только Павла Ивановича Минько, и докладывал его заместитель Скворцов. Часа два обсуждали готовность нефтебазы, доклад с подачи Гросса был выдержан в позитивном ключе и скатился к организационным моментам - тепловоз, взаимодействие со станцией и т.п. Елена Анатольевна эффектно курила за столом вместе с мужчинами. Хазир Даудович благожелательно внимал докладу, Лазарь Вениаминович своими дополнениями раскрашивал картину - хоть завтра в бой! Из надежных источников, рабочих нефтебазы, я знал, что даже на пробной перекачке мазута насосы протекали, ставили ведра для сбора. Но правда не прозвучала. Кроме меня, скептически был настроен и другой заместитель Минько, офицер в отставке, к тому же специалист по железнодорожным перевозкам с большим опытом - Валентин Николаевич. Надо отдать ему должное - не просто высказать сомнение при всех в том, нефтебаза готова, его могли бы уволить в ту же минуту. Но его замечание было проигнорировано, съедено безо всякой видимой реакции. В отличие от меня. Задаю первый вопрос:
- Принимаем бензин, а насосы на рассчитаны на нефть. Протечки неизбежны. Бензин пожароопасен - что с этим... -
Мне даже не дали договорить, Хазир и Лазарь одновременно закричали на меня - видимо, задел за больное.
- Мы поставим прокладки!!! - на столе лежал рисунок некого уплотнения для насоса, и самое время было его дорисовать, решил Лазарь Вениаминович. "Always" - подумал я про себя, но сдержался и не стал озвучивать - не до шуток. Но я упрямо и спокойно продолжал, несмотря на оскорбительное поведение руководства:
- Применение уплотнений необходимо согласовать с заводом-изготовителем.
- А зачем нам согласовывать?! - грубит Лазарь, уже чуть меня не проглотил.
- А затем, чтоб вам не оказаться в тюрьме! - подумал я, но вслух это не произнес. Ох, как такие кабинетные начальники далеки от производства, от реалий техники безопасности и заботы о своих же людях - не понимают, что творят, или делают вид, что не понимают, хитро.... В помещении повисла гнетущая тишина - сотрудники нефтебазы осознали, о чем я предупреждаю горячие головы. Но на то я и офицер-подводник, чтобы провести внезапную атаку на неприятеля, выпустив ему пару торпед в борт, то есть железным аргументом и прямо в лоб:
- Хорошо, это в конце концов техника, а мое дело - коммерция. Вчера вечером я совершенно случайно увидел контракт с поставщиком, - Хазир Даудович реагировал мгновенно - какой контракт? - срочно выслать сюда! - и должен обратить внимание на два момента...
Аудитория застыла в напряжении.
- Первое. Заказчик готов отправить на нефтебазу двадцать тысяч тонн экспортного бензина, но требует от нас депозит, равный стоимости наших услуг, в размере двухсот тысяч долларов в качестве гарантии качества и количества поставленного топлива.
Это был шок для руководства: деньги - вперед, а потом посмотрим, что получится. Из вредителя я на глазах превращался в полезного работника.
- Второе. В качестве контролера требуется независимый инспектор.
Гросс и компания:
- А что такое независимый инспектор?
(А это, уважаемые, те самые, с которыми я уже десять лет работаю в Клайпеде и Вентспилсе).
- Это международные компании "Saybolt" и SGS", - отвечаю на вопрос.
- А, контроль качества! Этим надо заниматься, - перехватил инициативу Лазарь Вениаминович... Кто бы спорил! Я похоронил проект по бензину за десять минут, авантюра была еще та. Но и сам внутри полыхал, как горящий бензин. Однако совещание было полезным, и это главное. По завершению обсуждения Хазир Даудович подошел ко мне:
- Поедете с нами.
Третьим был Дени Алиевич - за рулем "Мерседеса". Видимо, это была своего рода моральная компенсация, на нефтебазу я ехал с Еленой Анатольевной, своего авто у меня тогда не было. Прямо из машины позвонил Наташе Челоянц из "SGS":

- Наташа, поработаем?

Подписывайтесь на канал, оставляйте свои комментарии и ставьте лайки, друзья! Продолжение следует.