С появлением ЕГЭ в российской системе образования, внутренний экзамен стал стандартизированным компонентом процесса. ЕГЭ обеспечивает унификацию выпускных испытаний, позволяя оценивать результаты на единой шкале и равные шансы на поступление в престижные вузы всем абитуриентам. Тем не менее, определенные категории поступающих могут или, в некоторых случаях, должны сдавать внутренние экзамены в вузах.
Понятие внутреннего экзамена
Зачисление в российские вузы осуществляется на основе результатов ЕГЭ для большинства абитуриентов. Однако, существуют определенные категории абитуриентов, для которых предусмотрено проведение внутренних экзаменов, также известных как вступительные испытания. Внутренний экзамен может быть основным или дополнительным вступительным испытанием, организуемым учебным заведением самостоятельно.
Результаты внутренних экзаменов имеют такую же значимость, как и результаты ЕГЭ. Они могут быть профильными, творческими или профессиональными, направленными на определение способностей и подготовленности абитуриентов в различных областях. Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам также могут быть основными или дополнительными, и их результаты влияют на позицию абитуриента в конкурсном рейтинговом списке наравне с баллами ЕГЭ.
Кто сдает внутренние экзамены?
Право сдавать внутренние профильные вступительные испытания в качестве основных, вместо ЕГЭ, предоставляется абитуриентам нескольких категорий: инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); иностранцам; тем, кто получал среднее общее образование в русских школах за границей и сдавал итоговую аттестацию (ГИА) не в форме ЕГЭ. Кроме того, внутренний экзамен как вступительное испытание сдают выпускники ссузов, которые поступают в бакалавриат или специалитет по профильному направлению (например, проектировщики – на строительство или архитектуру, учителя начальных классов – на педагогику); а также абитуриенты, которые претендуют на получение второго вузовского диплома. Внутренний экзамен также может быть требованием для студентов, которые переводятся из одного вуза в другой, если такое правило учебного заведения предусмотрено.
Дополнительные творческие или профессиональные вступительные испытания вузы проводят для поступающих на педагогические, медицинские, военные и некоторые инженерные специальности (например, архитектура и строительство). Также они могут быть обязательными для поступления на творческие направления.
Вузы, проводящие вступительные экзамены
Все вузы могут принимать внутренние экзамены вместо ЕГЭ у иностранцев и тех, кто сдавал ГВЭ или окончил ссуз. Дополнительные проверки знаний по общеобразовательным предметам или творческие испытания проводятся только в отдельных случаях некоторыми вузами.
Профильные вступительные испытания (ДВИ)
Профильные предметы – это те дисциплины, знание которых необходимо для будущей профессиональной деятельности. Выпускники школ сдают экзамены по этим предметам в рамках ЕГЭ для поступления на соответствующие специальности. Однако некоторые престижные университеты требуют дополнительные внутренние экзамены по профильным (общеобразовательным) предметам. Это право предоставляется лишь некоторым учебным заведениям, которые указаны в реестре вузов, утвержденном Правительством РФ совместно с Министерством образования и науки.
Выбор вузов, которые могут проводить внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, осуществляется Рособрнадзором согласно правилам, установленным постановлением № 843 Правительства РФ от 25 августа 2016 года. Однако не все вузы, подавшие заявки на проведение таких экзаменов, проходят через строгий отбор. Чтобы получить право перепроверять знания абитуриентов, университет должен успешно пройти жесткий отбор в течение трех лет подряд и демонстрировать высокое качество приема абитуриентов на бюджетные места. По сухой статистике это означает, что не менее 90% первокурсников, зачисленных на все аккредитованные специальности вуза, должны либо быть победителями и призерами олимпиад, либо иметь результаты ЕГЭ не ниже 90 баллов.
В последние три года всего лишь шесть вузов получили право проводить профильные внутренние экзамены на определенные специальности. Из них четыре учебных заведения были включены в перечень, утвержденный специальным правительственным распоряжением.
Два вуза - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) - обладают постоянным особым статусом, закрепленным законом об образовании. Эти два лидера российской высшей школы не участвуют в ежегодных конкурсных отборах и самостоятельно определяют список специальностей и направлений, на которые абитуриенты сдают внутренние экзамены (ДВИ) при поступлении.
Также особый статус имеют высшие учебные заведения, предполагающие обучение для последующей службы в государственных органах и получения допуска к государственной тайне. Сюда относятся вузы, связанные с МИДом (Министерство иностранных дел), МВДом (Министерство внутренних дел), ФСО (Федеральная служба охраны) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Перечень дополнительных испытаний для поступления на определенные специальности в этих вузах устанавливают соответствующие министерства-учредители. Например, будущие дипломаты сдают английский, а силовики - математику, русский или обществознание.
Рособрнадзор и правительство строго относятся к формированию перечня вузов, которым предоставляется исключительное право проводить внутренние профильные экзамены. На протяжении нескольких лет этот список сокращался. Если в 2009 году в него входило 24 учебных заведения, то в 2010 году уже только 11, а в 2014 году - всего 5.
Заметка для студентов! Сохраните, чтобы запомнить
Если вам потребовалась помощь в выполнении каких-либо учебных заданий, обратитесь за помощью к специалистам https://diplomsmolensk.ru/ . Здесь выполняют все виды студенческих работ на заказ. На выполненные работы предоставляется гарантия. Напишите в чат, на почту или в мессенджер, чтобы узнать стоимость выполнения своей работы или задать другие вопросы.
Творческие
ЕГЭ является универсальным экзаменом для всех учащихся. Во время ЕГЭ они решают однотипные задания, и их подготовка оценивается по общей шкале. Этот формат контроля знаний выравнивает шансы всех абитуриентов на поступление в престижные вузы, независимо от места проживания.
Однако ЕГЭ не способен отразить уровень таланта будущих артистов или физическую подготовку потенциальных спасателей. Для оценки способностей, творческого потенциала, психологических и физических качеств будущих студентов, некоторые университеты проводят внутренние экзамены (ДВИ). Иногда результаты этих экзаменов имеют большее значение для зачисления в вуз, чем баллы ЕГЭ. Основная цель ДВИ - исключить возможность зачисления студентов, которые не смогут успешно освоить выбранную профессию. Конкуренция на престижные специальности обычно составляет 10–15 и более претендентов на одно место, и благодаря внутренним экзаменам, вузы могут подобрать студентов, которые справятся с учебной программой.
Внутренние экзамены могут быть представлены различными формами, такими как письменная работа, психологическое тестирование, творческое испытание, сдача нормативов по физической подготовке или устное собеседование. Среди основных направлений, на которых университеты проверяют знания, навыки, таланты и способности абитуриентов, можно выделить: различные виды искусства, культуры и творчества (вокал, цирковое и актерское искусство, живопись, хореография, режиссура, киноведение и др.); журналистика; дизайн; архитектура; градостроительство; скульптура; медицина; педагогика и специальное образование; физическая культура и спорт; аэронавигация; таможенное дело.
Полный перечень направлений и специальностей, на которых проводятся внутренние экзамены, утвержден приказом №21 Минобрнауки РФ от 17 января 2014 года.
Прохождение ДВИ
Внутренние экзамены и дополнительные вступительные испытания (ДВИ) в университетах проводятся на основе единых заданий и, как правило, одновременно для всех факультетов, где данная дисциплина является обязательным предметом для поступления. Подобно ЕГЭ, письменные работы абитуриентов "обезличиваются" - каждой работе присваивается код, и проверка осуществляется в зашифрованном виде по стандартным критериям оценки. Результаты внутренних экзаменов автоматически учитываются при рассмотрении заявлений абитуриентов на все направления, на которые они подали заявления.
По предметам ЕГЭ
Дополнительные вступительные испытания по профильным предметам обычно проводятся в письменной форме. В целом, требования к этим экзаменам не являются сверхъестественными. Вопросы в билетах ограничиваются школьной программой, но охватывают немного больше материала, чем в ЕГЭ.
Целью вступительного экзамена по профилю является проверка не столько знаний, полученных в школе, сколько понимания предмета и способности логически мыслить. Например, внутренний экзамен по математике, на который так боятся поступающие в МГУ, в последние годы состоял из 8 заданий, которые нужно было решить за 4 астрономических часа.
Первые четыре вопроса на экзамене считаются легкими или средней сложности, и выпускники неспециализированных школ с уровнем знаний на уровне "четверки" по математике легко справляются с ними. Задания 5 и 6 считаются более сложными, а задания 7 и 8 вызывают затруднения у лишь 2% поступающих, и, в конечном итоге, только примерно у 0,5% абитуриентов удается их успешно решить. Однако даже решение 6-7 заданий достаточно для набора 75-80 баллов, что обычно достаточно для поступления на технические факультеты. Минимальный балл для будущих экономистов - 50, а для менеджеров главное - получить положительную оценку, которая даст возможность поступить.
Дополнительное вступительное испытание по математике для абитуриентов экономического факультета МГУ.
Дополнительные внутренние экзамены в случае, когда ЕГЭ не был сдан, а использовалась другая форма государственной итоговой аттестации.
Фрагмент пояснительной записки к программе внутренних экзаменов по математике в МИРЭА - Российском технологическом университете.
Дополнительные внутренние экзамены по гуманитарным дисциплинам зачастую проверяют способность абитуриентов выразить свои мысли и защитить собственное мнение. Например, при вступлении на обществознание, абитуриентам необходимо продемонстрировать не только базовые знания предмета, но и способность размышлять о конкретных проблемах.
Для будущих лингвистов-языковедов также предусмотрены дополнительные экзамены, которые обычно включают тестирование и аудирование, а иногда - устное собеседование с экзаменатором. Подготовку к этим экзаменам рекомендуется начать уже с 7-8 класса, или поступить в школу с углубленным изучением иностранного языка.
Профессиональное
Поступление на специальности, связанные с искусством и творчеством, обычно предполагает многоуровневое тестирование, где каждый тур оценивается по 100-балльной шкале. В сумме, абитуриенты могут получить от 200 до 300 баллов, дополнительно к результатам ЕГЭ. Внутренние экзамены для творческих специальностей разрабатываются вузами, и их целью является дать возможность поступающим проявить свой потенциал.
Такие экзамены предполагают разные составляющие. Например, для будущих художников, графиков и живописцев экзаменаторы оценивают технику, видение и воображение. Музыкальные вузы проверяют владение инструментом и умение импровизировать. В актерских учебных заведениях проводятся пробы с фото- и видеосъемкой, чтение отрывков художественных произведений и выполнение творческих заданий для развития фантазии и образного мышления.
Поступающим на архитектурные специальности предстоит выполнить рисунки как с натуры, так и композиционные с абстрактными геометрическими формами. Медицинские экзамены обычно проверяют знания по биологии, анатомии, физиологии, паразитологии, генетике и другим медицинским наукам, а также умение оказывать первую медицинскую помощь.
Для поступления во военные вузы экзамены зависят от профиля направления. Обычно требуется сдача нормативов по физической подготовке, таких как бег на разные дистанции, подтягивание на перекладине или пресс, а в некоторых вузах ВМФ добавляется еще и плавание. Некоторые специальности могут также предполагать прохождение творческих или профессиональных экзаменов.
В учебных заведениях, где подготавливают будущих учителей, преподавателей проходят психологическое тестирование и творческие экзамены для выявления склонности и умения работать с детьми и грамотного изложения материала.
Последствия не сдачи внутреннего экзамена
Если не сдать внутренний экзамен, то не будут зачислять вас в этот конкретный вуз. Внутренние экзамены (ДВИ) оценивают, насколько знания абитуриента соответствуют не только выбранной специальности, но и конкретному университету. Неудача на ДВИ не означает конец поступательного пути. Может быть, у вас появятся лучшие шансы поступить в другой вуз с меньшим конкурсом или на смежное направление обучения.
Если вы не набрали достаточно баллов на внутреннем экзамене, не стоит отчаиваться. Вы можете попробовать повторить попытку через год, предварительно тщательно подготовившись к экзамену. Важно изучить программы внутренних экзаменов, которые обычно публикуются на сайтах вузов. Многие престижные учебные заведения предлагают подготовительные курсы для поступающих, на которых можно ознакомиться с типичными заданиями, которые будут на испытаниях.
Также рекомендуется пообщаться со студентами выбранного вуза, чтобы получить информацию о том, насколько сложно сдать внутренний экзамен в этом университете. Их опыт и советы могут помочь вам найти уверенность в своих силах и успешно преодолеть вступительные испытания.