Найти тему
Газета Жизнь

Его преследовала смерть, но он противостоял ей до последнего. Злой рок советского графа Монте-Кристо Виктора Авилова

Оглавление
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "УЗНИК ЗАМКА ИФ", 1988, РЕЖ. ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "УЗНИК ЗАМКА ИФ", 1988, РЕЖ. ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ

Он не был красавцем, но очаровывал и околдовывал окружающих с первого взгляда. Променял 10-летний брак на счастье с 18-летней красоткой. Актёру Виктору Авилову 8 августа исполнилось бы 70…

Он родился в Москве и с самого детства был активным мальчишкой. В школьные годы Виктор превратился в настоящего хулигана, с которым не могли совладать ни родители, ни учителя. Он забывал про уроки и школьные заботы, пропадая с друзьями в московских дворах.

Лицедей-самоучка

Виктор Авилов – уникальный актер. У него не было профессионального образования – в театральную среду он пришел после службы в армии и Московского индустриального техникума. Год Авилов проработал в НИИ, и еще год – водителем на автомобильном комбинате. А потом знакомый предложил Виктору создать свой театр, а все потому, что он умел прекрасно рассказывать анекдоты. Из любопытства Авилов согласился.

Такой цели, как стать артистом, я перед собой никогда не ставил, иначе наверняка попробовал бы поступать в театральный. А так у меня образование весьма далекое от сценического — техник контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Впрочем, после возвращения из армии мне пришлось сменить множество специальностей. Я считался злостным "летуном" — ни на одном месте не работал больше года. А театр на Юго-Западе считался тогда самодеятельным, и там мы играли в свободное время. Помню, приходили в санаторий или пансионат и говорили, что мы — театр-студия из Москвы, у нас есть спектакль, который мы готовы играть где угодно, лишь бы метрах в тридцати была хоть одна розетка. Говорили, что играем за две вещи — за "поесть" и за "переночевать"... Принимали, как правило, хорошо.
ГОВОРИЛ АВИЛОВ В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ИНТЕРВЬЮ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "МУШКЕТЕРЫ 20 ЛЕТ СПУСТЯ", 1992, РЕЖ. ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "МУШКЕТЕРЫ 20 ЛЕТ СПУСТЯ", 1992, РЕЖ. ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ

В 1979 году Виктор Авилов полностью посвятил себя театру. Он стал одним из основателей театра на Юго-Западе – с этого момента начался новый этап в жизни артиста. На сцене Авилов играл самые разные роли, и каждый раз зрители не могли оторвать глаз со сцены. Но по-настоящему значимыми стали именно драматические образы – в них Авилов был гипнотизером, который зачаровывал публику и не отпускал до самого конца. По его собственному признанию все роли делились на два типа.

Есть такие, которые я просто "играю". Лицедействую. Но они не задевают во мне самого сокровенного, глубокого. А есть другие, которые связаны с сокровенными, глубинными вещами во мне.
ВИКТОР АВИЛОВ

Самыми сокровенными ролями для артиста стали Мольер и Гамлет, которые в полной мере раскрывали уникальную энергетику, способность к перевоплощению, а также мощный темперамент Авилова. Закрепить за Виктором конкретное амплуа было невозможно, ведь творческий диапазон перевоплощений был уникален.

ФОТО: LEGION-MEDIA.RU
ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

Таинственный Воланд и его магический ореол

Но для зрителя одной из самых запоминающихся ролей стал образ Воланда из "Мастера и Маргариты". Роковой для многих спектакль стал для артиста главным успехом на театральных подмостках. Может, потому что он не был суеверным.

"Просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют", - признавался актер.

Все же с Воландом были связаны и не самые приятные воспоминания.

Шла репетиция. Я произносил слова из роли: "Человек собирается распоряжаться собой, другими, и вдруг у него – кхе-кхе – саркома легкого!" И тут звонок из Одессы: "Приезжай. Слава Грицишин умер от саркомы легкого"… Или еще: мы повезли "Мастера и Маргариту" в Берлин. Сыграть Воланда там не довелось, потому что я дважды умер. Пережил две клинические смерти, кровь шла фонтаном. Меня вытаскивали с того света…
ВИКТОР АВИЛОВ

Друзья и родственники Авилова уверены, что у актера были сверхъестественные способности – он мог снять головную боль и почечные колики с помощью странных манипуляций. Не исключено, ведь он пытался развивать в себе эти силы, изучая и углубляясь в труды по философии, психологии и парапсихологии. Вот откуда этот магический взгляд с нотками гипноза!

КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ", 1988, РЕЖ. ОЛЕГ ТЕПЦОВ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ", 1988, РЕЖ. ОЛЕГ ТЕПЦОВ

Кинокарьера

В кино Виктор Васильевич пришел достаточно поздно по профессиональным меркам – в 1987 году, когда ему было 34 года. Режиссеры часто приглашали Авилова на съемочную площадку, но из-за загруженности в театре и отрицательного отношения руководства к совмещению двух искусств, многие роли обошли артиста стороной. Но и он смог вытянуть свой счастливый билет…

Визитной карточкой актера стала роль мстительного графа Монте-Кристо в фильме "Узник замка Иф". Из-за внешности, несвойственной тому же Жану Маре из французской экранизации, Авилов не верил до последнего, что роль достанется именно ему. Но актеры оценили внутреннюю силу и потенциал Виктора, поэтому выбор пал на него.

ФОТО: LEGION-MEDIA.RU
ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

Три брака

Магнетизм Авилова действовал на женскую половину населения с особой силой. Он был женат трижды. Первой женой стала Татьяна, на которой Виктор женился сразу после армии. Но брак просуществовал недолго, а сам актер вспоминал об этом времени неохотно.

Второй женой стала коллега по театру на Юго-Западе Галина Галкина. Взаимная симпатия молодых и талантливых людей в скором времени довела их до ЗАГСа. Брак просуществовал 10 лет. У пары родились две дочери, Анна и Ольга. Кстати, последняя пошла по стопам родителей и трудится в театре, который когда-то свел мать с отцом. Дочь Авилова вышла замуж за известного актера Алексея Матошина и отдала предпочтение семье. Пусть ее популярность не сравнится с популярностью звездного папы, тем не менее талантом она точно в род Авилова.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА "УЗНИК ЗАМКА ИФ", 1988, РЕЖ. ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "УЗНИК ЗАМКА ИФ", 1988, РЕЖ. ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ

"Со мной в театре работает моя вторая жена, у нас двое детей, а я от них ушёл. Для меня эта тема душещипательная. Больно. Я себя казню за всё, но ничего сделать не могу", - признавался актер.

В Одессе на съемках Виктор встретил совсем юную и молодую сотрудницу киностудии, перед обаянием которой загадочный Авилов устоять не смог. Ольге было всего 18, а он был в два раза старше, но разницу никто не ощущал – чувства брали вверх.

В 1991 году актер развелся, а его новая избранница переехала к нему в Москву. Вскоре влюбленные поженились.

Побег от смерти

В 2004 году у артиста был диагностирован рак желудка последней стадии. Задолго до этого Авилов высказал предположение, что у него развивается страшная болезнь – слова оказались пророческими.

Режиссер Георгий Хилькевич говорил, что роль Монте-Кристо несла в себе мистическое начало: "… Эдмон Дантес, выйдя из тюрьмы, по сути дела, берет на себя функции, которые испокон веку принадлежали Господу Богу, – судит, казнит и милует. Но человек не имеет на это никакого права. Получается, что за ошибку, совершенную Дантесом, расплачиваться пришлось исполнителям его роли…".

Оба исполнителя главной роли скончались слишком рано: Евгений Дворжецкий в 39, а Виктор Авилов – в 51.

ФОТО: LEGION-MEDIA.RU
ФОТО: LEGION-MEDIA.RU

Жизнь Виктора Васильевича оборвалась 21 августа 2004 года. За всю жизнь он исполнил более 30 ролей, но сколько осталось несказанного и несыгранного… В последние годы смерть ходила за актером по пятам, но он упорно ей сопротивлялся и творил, играл, чтобы успеть все сказать. Последней картиной стал "Хиромант", премьера которой состоялась уже после смерти талантливого артиста.

По мнению многих критиков, Авилов стал продолжателем темы и традиций Владимира Высоцкого в театре и кино. Он играет героев, хотя в его облике нет ничего героического. Но, одухотворенный ролью, Авилов удивительно преображается. Движения его худого тела становятся грациозными, удлиненное, некрасивое, словно высеченное из камня лицо делается прекрасным, глухой, низкий хрипловатый голос волнует и трогает за душу. Авилов — актер от Бога, настоящий, искренний, чистый, буквально воспринимающий бессмертное шекспировское: "Весь мир — театр".

Автор: Ольга Сливченко