Найти тему
Газета Metro Петербург

Как художники рисуют себя и своих близких

Алина Хоняк, "Чувашская свадьба" Фото: Алена Бобрович. "Metro" Фото: - Я чувашка и очень люблю свою родину. Этой работой признаюсь в любви своей республике и всем землякам. Ведь чуваши - пятый по численности народ в России, они везде. Я бывала на многих национальных праздниках, выезжала на пленэр в разные уголки Чувашии. На эту работу меня вдохновили рассказы моей бабушки, ее свадьба проходила по национальным традициям. Свадьба - одно из важнейших событий в жизни нашего народа. У чувашей есть культ предков, культ семьи, продолжения рода.Я на этой работе есть в каждом человеке. Но не только я - здесь есть и моя бабушка, и вся моя семья. По большому счёту это гимн чувашскому народу.Бай Юй, "Апофеоз войны-Нанкин" Фото: Алена Бобрович. "Metro" Фото: - Я решил написать самый страшный эпизод японо-китайской войны. Рассказать о Нанкинской резне, когда японские военнослужащие совершили массовые убийства гражданского населения. Насилие продолжалось в течение шести недель, японские солдаты убили около полумиллиона граждан Китая. Эту картину я писал для молодых, для будущих поколений, чтобы они помнили, что война - это очень страшно.Мне крайне не нравится слово "резня", поэтому я решил не использовать его в названии картины. Назвал "Апофеоз войны-Нанкин" - такое же наименование было у одной из работ российского художника Василия Верещагина.Дмитрий Поддубный , "Я. Донецк. Шахта 17-17 БИС" Фото: Алена Бобрович. "Metro" Фото: - Донецк - это моя родина. И эту серию работ я задумал после событий 2014 года.Главные персонажи - люди. Они все похожи друг на друга и... на меня. Это мои автопортреты. Если бы я кого-то нарисовал другого, я бы переживал, что этот кто-то себе не понравится. Я не могу кого-то обнажить, потому что не знаю границ этого человека. А над собой могу издеваться как угодно: уменьшать, увеличивать, раздевать. Меня иногда спрашивают: почему все люди раздеты? Потому что они вне времени, а одежда диктует определенное время. Почему меня много? Потому что в Донецке по-прежнему живёт много людей.Однажды мне удалось спуститься в шахту. В темноте ты видишь только свет коногонок (осветительный прибор, используемый шахтерами. - Прим. ред.) и очертания людей. Ни одного лица, полное обезличивание сюжета! Мне кажется, жизнь в шахтах остановилась.До февраля 2022 года я часто ездил домой. Обстрелы там были, но не очень сильные. Я много своих работ посвятил Донецку и собираюсь рассказывать о своем городе и дальше.София Шеляпина, "Арест священника" Фото: Алена Бобрович. "Metro" Фото: - Мой прапрадедушка Александр Некрасов жил в деревне Князевская Архангельской области. Был священником. И в 1930-е годы его пришли арестовывать.На следующий день сотрудники ГПУ арестовали всю его семью. Трех маленьких дочерей отправили в лагерь в Котласе. Одна из этих девочек - Мария - была моей прабабушкой, на тот момент ей исполнилось 9 лет. Она прожила долгую жизнь и даже успела воспитать меня, свою правнучку.Тогда в Котласе девочки заболели тифом, их перевели в специальный барак, а когда они вылечились, через какое-то время узнали, что их родителей перевели в один из лагерей Коми. Через два года семья смогла воссоединиться.Прапрадед дожил до 105 лет. Так и остался в поселении. И всю жизнь был священником: тайно крестил и отпевал верующих.Прабабушка Мария долгие годы хранила эту историю в тайне, а незадолго до смерти рассказала её мне.Сохранилась одна фотография прапрадеда, лицо священника я рисовала, ориентируясь на этот снимок. А "сотрудников ГПУ" я искала в своем окружении. Один из них - это мой однокурсник Ваня, второй - натурщик Игорь, а третьего, самого злого, я увидела в одном из отечественных сериалов.Наталья Михайлова, "Именины" Фото: Алена Бобрович. "Metro" Фото: - Это мой автопортрет с детьми в мастерской. Когда я взяла эту тему, все надо мной смеялись, говорили: ?Ну понятно, мамочка с детьми!?. Я боялась сделать наивную работу. Мне хотелось, чтобы это было серьезное произведение, отсылающее зрителя к работам моего любимого художника Диего Веласкеса.Моей старшей дочери - восемь лет, младшей - пять. У младшей есть платье почти как у инфанты. В нем я ее и нарисовала, дочь рассматривает репродукции Веласкеса.Это картина-символ. Страшно было сделать работу, перенасыщенную деталями, тогда бы она походила на фотографию. С одной стороны, хотелось, чтобы портрет был монументальным, а с другой - чтобы в нем чувствовалась динамика нашего времени.Анна Кондратьева, "Свет и тень" Фото: Алена Бобрович. "Metro" Фото: - Моя серия работ посвящена коллекции отдела слепков Академии художеств. Это уникальные залы в нашей академии и в Петербурге. Мне захотелось популяризировать его, чтобы люди начали сюда приходить. Это знаковое место, отсюда начинается творческий пусть студента. Раньше художники перед тем как поступить в академию, приходили сюда копировать античные слепки, гипсовые головы и различные рельефы. Эта традиция и сейчас жива. В этих залах особая атмосфера, они часто пустуют, и у художника появляется возможность побыть наедине с собой. Мне казалось, что при определенном солнечном свете скульптуры оживали, что в камне была душа.Алена Бобрович