С любой точки города Кирова и даже из Нововятска можно увидеть эту стальную красавицу, благодаря которой вот уже более 60 лет в дома кировчан приходят новости, фильмы, телевизионные программы. Строительство телевышки сначала планировали начать в Чижах, потом в районе «Парка Победы». Но в итоге остановились на том месте, где телевышка сейчас и находится. Это одна из самых высоких точек города — в древности ее называли еще «Кикиморской горой». Высота местоположения вышки была важна для более широкого распространения телевизионного сигнала. В мае 1957 года телецентру выделили металл для башни с Днепропетровского металлургического комбината. За образец конструкции были взяты нефтяные вышки. В августе 1957 года начался монтаж. За строительством пристально следили все кировчане и даже местные газеты. Все ждали с нетерпением первых телевизионных передач. В газете «Кировская правда» регулярно появлялись подробные отчеты о подготовке телецентра к вещанию.
Владимир Степанович Бельтюков в то время был внештатным фотокорреспондентом газеты «Кировская правда». Он стал первым представителем СМИ, кто побывал на конструкциях строящегося гиганта. До точки съемки пришлось добираться по лестницам более тридцати минут. Сверху и снизу фотокорреспондента страховали опытные высотники. При этом Владимир Степнович не забывал делать снимки. Сегодня эти уникальные кадры мы представляем вашему вниманию. Вот монтажник-высотник за работой на фоне неба.
На следующем снимке за строителями телевышки виден город Киров. Колокольня Серафимовской церкви, множество деревянных домов, не сохранившихся до нашего времени. Снимок запечатлел ручной труд бригады: узлы телевышки соединялись, стягивались с помощью стальных конструкций и гаечного ключа. Забегая вперед, скажем, что все соединения успешно прошли различные испытания при сдаче телевышки в эксплуатацию.
При этом неукоснительно соблюдались и требования безопасности, на этом фото Владимира Бельтюкова мы видим рабочих, буквально нависающих над крышами зданий на высоте более сотни метров. Каждый их них пристегнут страховкой к конструкциям телевышки.
Для 1950-х годов это редчайшие виды областного центра . Город Киров, район Филармонии (которой тогда еще не было) с высоты птичьего полета. В то время было запрещено снимать город, где была развита оборонная промышленность. Как раз набирала обороты «Холодная война» и, конечно, в газете снимок опубликован не был. Владимир Степанович как фотограф не мог не запечатлеть этот кадр с высоты почти сотни метров, просто так для истории, как он рассказывал нам при нашей встрече в студии.
Владимир Бельтюков поделился своими впечатлениями от этого необычного редакционного задания: «Я поднялся с фотоаппаратом, и я снял несколько панорамных снимков. Но главная моя задача была - снять работу верхолазов. Они монтировали телевизионные вышки в Северной Корее, Китае, Бухаресте, Праге. Их заслуга была в монтаже самых высоких телебашен в Нижнем Новгороде и во Владимире».
Снимки, сделанные на высоте более 90 метров, запечатлели строителей телебашни. Все они были молодыми людьми не старше 30, но уже с большим опытом. А город впервые предстал с невиданной ранее высоты. За 41 день монтажники-высотники из Ленинграда собрали конструкцию в 180 метров. Сверху была установлена антенна высотой 12 метров. Всего же на 192 метра возвышалось над городом это циклопическое сооружение. Абсолютный рекорд для того времени!
Магия телевидения затянула и долго не отпускала Владимира Степановича - он молодой фотокорреспондент, пришел работать телеоператором на Кировскую студию телевидения в 1958 году. Владимир Бельтюков за телекамерой вел из студии первые прямые эфиры, вписывал в кадр первых дикторов, участвовал в трансляциях выступлений звезд советской эстрады. Например, концерт из студии Кировского телевидения известного певца Марка Бернеса.
Кстати, автограф на фотографии Марка Бернеса посвящен совместной работе в эфире с первым диктором кировского телевидения Лилией Лихановой.
Удивительно, как изменился за более чем 60 лет район кировской телевышки. Это видно на этих старинных фотографиях начала 1960-х. Стоят деревянные домишки, с печками, баньками и огородами. А рядом растет чудо 20 столетия — самое высокое сооружение города Кирова. Теперь на месте этих деревянных домов — здание телецентра с теле- и радиостудиями.
С развитием технологий передачи радио и телесигнала менялось оборудование, росла и вышка. За 65 лет своей истории «Стальная леди» выросла на 16 метров и теперь ее высота 196 метров!
Не просто было забраться специалистам на такую высоту! Для этого применялись электрические лебедки и трос с особой «корзиной», как на воздушном шаре.
Для таких работ инженер должен был быть не только профессионалом высшей квалификации, но и смелым человеком. На этом фото запечатлен подъем на 100 -метровую высоту Александра Филипповича Шитова, в то время антенщика-мачтовика телерадиопередающего центра. Ветер нещадно раскачивал легкую конструкцию подъемника, а внизу был виден с высоты птичьего полета микрорайон города Кирова Вересники.
На этом снимке, высота 140 метров над городом. Идет плановая настройка и профилактика приемной радиоаппаратуры для получения сигнала с ПТВС(передвижной телевизионной станции). Это оборудование позволяло получить телевизионное изображение из любого района города Кирова и окрестностей и тут же выдать репортаж в прямой эфир!
На фотографии Владимир Харлампиев старший инженер ПТС. Приемная антенна направлена в район Театральной площади. Видны улица Ленина, жилой дом, построенный по проекту И. Чарушина, кировская АТС. Как рассказывали те, кто побывал на самой высокой точке телевышки — при сильном ветре ощущается не то что бы вибрация, а вышка раскачивается и это хорошо чувствуется. Такое явление не признак слабости «Стальной леди» - в проекте предусматривались небольшие колебания в допустимых пределах. Прочность конструкций, в том числе и в их гибкости. Но первый раз это могло сильно напугать неподготовленного человека.
При подъеме на такую высоту не могло обойтись и без происшествий. Хотя правила безопасности соблюдались неукоснительно — иногда были случаи озорства или проще сказать некоего лихачества. Об этом вспоминает Владислав Гусаров, в 1958 году он работал старшим электромехаником зала УКВ передатчиков Кировского телецентра: «Подниматься комфортно, сверху вид открывается, вверх едешь как в метро! Двумя руками вцепляешься в эти перила, как бы не выпасть, а снизу тебе машут рукой»
Меняется оборудование и технологии, но роль телевышки остается все той же! Поэтому с такой любовью к ней относятся все поколения телевизионщиков и с уважением называют телевышку "Наша стальная леди".