Найти тему
RuBaltic.Ru

Транспортная блокада и «откачка мозгов»: Польша стремится удушить экономику Беларуси

Польско-белорусские отношения оставались достаточно холодными и натянутыми весь постсоветский период. Однако после событий 2020 года и в особенности после начала СВО Минск и Варшава превратились в настоящих геополитических антагонистов. Вероятность прямого военного столкновения двух стран тем не менее остается достаточно низкой, поскольку это может привести к мировой войне с участием России и НАТО. Но у Польши имеются другие инструменты воздействия, которые она пытается использовать в своей игре против Беларуси.

Польша является достаточно серьезным экономическим игроком в масштабах Восточной Европы. Местная экономика демонстрирует устойчивый рост последние два десятилетия, так что многие эксперты даже говорят о «польском экономическом чуде». Конечно, во многом это обеспечивается европейскими дотациями, однако нельзя отрицать и того, что расходуются они весьма эффективно.

Страна превратилась в своего рода «сборочный цех» Евросоюза, этакий восточноевропейский мини-Китай. Безусловно, рост экономики Польши не мог не сказаться и на ее восточных соседях.

Поэтому с началом «санкционной войны» против Беларуси Варшава постаралась в полной мере задействовать этот фактор.

Однако ее возможности на данном направлении оказались достаточно ограниченными. В отличие от Украины, которая все больше превращается в экономическую колонию Польши, белорусская экономика никогда не была тесно интегрирована с польской, и какой-то критической зависимости от продукции, поставляемой из соседней страны, не возникло.

В основном в Беларусь поставлялись продукция польской пищевой и легкой промышленности, мебель и прочие предметы потребления. Все это достаточно легко может быть заменено товарами других производителей. Так уже произошло, например, с украинскими продуктами питания, которые были достаточно широко представлены в республике, но практически полностью исчезли с полок магазинов после начала СВО без какого-то ущерба для местного потребителя.

Поэтому, сокращая свое присутствие на белорусском рынке, Польша наказывает прежде всего себя. Жалобы польского бизнеса на негативные последствия санкций против Беларуси, кстати, уже поступают.

Из продукции польского машиностроения в Беларусь в последние годы поставлялись дизель-поезда PESA, вызвавшие довольно много нареканий из-за своей ненадежности. После введения экономических ограничений возникли определенные сложности с их обслуживанием и поставкой запчастей.

Однако, опять же, ничего критичного в этом нет, а у Белорусской железной дороги появился лишний повод задуматься о целесообразности закупок техники у враждебного соседа и других западных производителей.

Конечно, есть сферы, где Польша может нанести более ощутимый вред Беларуси.

Пляски вокруг возможного закрытия общей границы возникли отнюдь не случайно, ведь именно через нее проходит основной сухопутный транзитный коридор Европа — Китай. Польско-белорусский участок является, без преувеличения, бутылочным горлышком, через которое идет весь этот поток грузов.

В случае полной блокады границы останется более длинный и неудобный маршрут через Литву и Латвию. К тому же авто- и железнодорожная инфраструктура этих стран не готова к перевалке всего объема товаров. Более того, и это «окно» может захлопнуться в любой момент, учитывая отношение правительств Прибалтийских республик к официальному Минску.

На сегодняшний день Польша со своей стороны уже закрыла все автомобильные погранпереходы с Беларусью, кроме обладающего максимальной пропускной способностью перехода Брест — Тересполь, через который проходит основной поток транспорта. Движение белорусских фур на территории Польши и стран ЕС ограничено (Беларусь приняла зеркальные меры). Железнодорожный грузооборот пока осуществляется в полном объеме.

Перекрытие транзита, безусловно, будет болезненным для белорусской экономики, однако бумерангом ударит и по Польше, которую он также в немалой степени «кормит».

Без работы останутся многие польские дальнобойщики, встанут огромные грузовые терминалы в Тересполе и Малашевиче, а это означает сокращение рабочих мест в и без того депрессивных по меркам страны восточных воеводствах. В преддверии парламентских выборов подобное вряд ли нужно правящей партии «Право и справедливость», основной электорат которой находится как раз на востоке Польши.

Кроме того, полная блокада белорусско-польской границы едва ли понравится европейскому бизнесу, работающему с Китаем. А значит, помимо экономических, Польша получит еще и внешнеполитические проблемы, а она в Евросоюзе и так на плохом счету — особенно действующее руководство страны, которое успело изрядно утомить брюссельскую бюрократию своим склочным нравом.

Впрочем, исключать того, что, вопреки рациональным доводам, Варшава все же решит сыграть ва-банк и перекроет границу, тоже нельзя. Нагнетание геополитической напряженности для восточноевропейских членов ЕС давно стало способом повышения собственной значимости внутри коллективного Запада.

Еще один инструмент негативного экономического влияния на Беларусь со стороны Польши — это откачка трудовых ресурсов. В этом плане приоритетным направлением для Варшавы всегда была Украина — просто в силу гораздо большей численности ее населения. Но и о белорусах поляки не забывают, а события 2020–2022 годов открыли новые возможности по переманиванию белорусских специалистов.

Туда едут как классические гастарбайтеры, так и высококвалифицированные профессионалы. После 2020 года большая часть белорусской политической эмиграции устремилась как раз в соседнюю страну. Туда же в основном релоцировались и сотрудники ушедших из Беларуси IT-компаний. Польша много лет целенаправленно переманивает белорусских врачей, а также разработала целую программу Poland Business Harbour, по которой уезжают работать многие белорусы.

По некоторым оценкам, сегодня в Польше постоянно находится более 100 тысяч граждан Беларуси, иногда называются цифры до 200 тысяч. Для республики, в экономике которой в 2022 году было занято менее 4,3 млн человек, это немаленькая цифра. В последнее время наблюдается нехватка специалистов в ряде отраслей, а также недобор в белорусские вузы. Насколько велика здесь роль именно эмиграции, сказать сложно, но свою лепту она определенно вносит.

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов