Когда мы с мужем открывали студию звукозаписи, оказалось, что в нашем маленьком городке на одном квадратном километре Машгородка(район города) уже работают четыре студии. Плюс четыре студии на Автозаводе. Одна на Динамо. Как итог, десять студий звукозаписи на город с населением в сто сорок тысяч человек. Математика проста: людей умеющих петь и желающих записывать свое творчество максимум процентов пять. Это всего семь тысяч человек, большинство из которых будут писать голос там, где ближе и удобнее.
Лирическое отступление. Макс по характеру - душный перфекцоинист, поэтому делал все на совесть, но в рамках ограниченного бюджета. Мы продумали яркий интерьер, в котором будут получаться отличные фотографии клиентов для социальных сетей. Я создала небольшой фирменный стиль. Оформили группу в ВКонтакте и «Запрещенной сети НельзяГрамм». Учувствовали в различных массовых мероприятиях, громко заявляя о себе. Мы задействовали максимально возможное количество каналов коммуникации, сделали демпинг цен на рынке звукозаписи, а очереди из артистов так и не было.
Первые пару месяцев после открытия у мужа, да и у меня, собственно, тоже, началась тихая паника. Экстаз от открытия прошел, все знакомые и друзья уже у нас побывали. «Мы молодцы» сменилось на паническое «К черту, мы закрываемся».
Сели подумать. Примерно оценили аудиторию. Составили минимальный и максимальный уровень дохода с учетом времени, пропускной способности студии и ресурсов оборудования.
Мы наивно полагали, что нашими основными клиентами будут артисты и реперы. Но за год работы и анализа поняли, что это бизнес-аудитория и «поздравляшки». Скорректировали предложение. Напомню, муж очень серьезно относиться к своей репутации, поэтому за год мы сформировали небольшую базу постоянных клиентов-друзей (амбассадоров), которые продвигали нас по доброте душевной и личной симпатии. Далее определили стоимость привлечения и удержания одного клиента. Его «жизненный цикл» в нашей студии. Из устных отзывов нам стало понятно, что расположение и график работы студии неудобен для наших клиентов. Стали подстраиваться под них.
Спрос на предоставление любых услуг в любом городе мира будет зависеть от графика работы клиента, и его покупательской способности, а также, от социальных факторов в обществе.
Сложность заключалась в том, что помещение, которое мы взяли в аренду, находилось в бизнес-центре на отшибе района. И работал этот центр ровно с 9 утра до 9 вечера. Соответственно, у нас начала складываться в голове математика упущенной выгоды.
Коронавирус сыграл с нами, как и с большинством предпринимателей, в «Последнего героя» - выживет сильнейший. Офис начал работать с перебоями, социальная и экономическая обстановка в стране пошатнулась.
Вот тогда-то мы и приняли решение, что нужно искать отдельное помещение с круглосуточным доступом. В этот же момент старый арендодатель объявляет о выселении всех арендаторов, в связи с диверсификацией арендного бизнеса. «Волшебный пендель» придал нам ускорение. Арендовали проблемное подвальное помещение. За-то рядом с домом и свободным круглосуточным доступом в центре города. За три месяца сделали акустический ремонт за свой счет. Скажу больше, наши постоянные резиденты помогали нам с ремонтом, за что им низкий поклон. Изменили фирменный стиль. Я создала брендбук студии звукозаписи "MaxVol Studio" с прописанной концепцией и миссией. Определили планы развития на ближайшие пять лет.
Макс критически и скептично относится размещению платной рекламы. Поэтому за последние пять лет работы студии мы не потратили ни копейки на таргет или директ.
Способы нашего продвижения:
Отзывы в карточках Гугл и Яндекс.
Последний, кстати, очень нас разочаровал. Став монополистом в России, эта поисковая система начала занижать рейтинг, если не приобретать у них платный пакет. Не все отзывы (особенно положительные) проходят модерацию. Знаем из опыта, так как человек скидывает нам скрин отзыва, а его не пропускают. Поэтому просите довольных клиентов прикреплять к отзывам фотографии. Это неоспоримый факт сделки и честного взаимодействия. А еще, предполагаю, на оценку в карточке странным образом влияют оценки на каких-то сайтах-партнерах Яндекса, на которых без регистрации и прочего можно поставить любую оценку, и она будет участвовать в просчете рейтинга, при этом ни аккаунт, ни текст отзыва отображаться не будет. Он как бы есть, а кто его оставил – не известно. Таким образом, при отсутствии отзывов ниже 5-ти звезд от реальных клиентов в карточке, рейтинг 4.4. Чудеса.
Google же, в свою очередь, таких «закидонов» не имеет. Отзывы публикуются быстро и без проблем.
Посты наших клиентов с записями и творчеством в социальных.
«Сарафанное радио» работает в любую погоду. Качественная запись. Красивые фото и видео. «#ЯтожеТакХочу! Здесь добавить нечего.
Подарочные сертификаты. Заметили, что не все подарочные сертификаты возвращаются. Мы стараемся передвигать срок реализации, но, порой, даже это не срабатывает. Были ситуации, когда мы сами звонили клиентам и приглашали на запись, так как их сертификат скоро истечет. Получали только положительный эффект и лояльную аудиторию.
Почтовые открытки. Приятный бонус для клиентов. Подсмотрели у друзей из «Брайтсайта».
Визитки. Всегда должны быть в кармане, ибо пути клиентов неисповедимы.
Авторский подкаст «STENTOR». Отличное средство продвижения. Идей и тем куча. Резиденты умны и талантливы. Но, увы, с постоянной загрузкой студии, времени на этот проект у Макса не осталось.
День открытых дверей, Песни военных лет и Новогодний марафон вызвали у нас смешанные чувства. Для контента полезно. Время провели хорошо. Из участников остаются единицы, но на долго.
Коллаборации. Вместе сильнее. Вместе сильнее. Мы начали сотрудничать с поэтами, преподавателями по вокалу, аранжировщиками и видеографами, чтобы нашим клиентам дать возможность получить качественный материал в одном месте.
Вкусняшки. Шоколадные конфеты, кофе, чай, и бар всегда располагают на теплые взаимоотношения.
Не забывайте про чистоту помещений и санитарные нужды друзей. Все должно быть удобно и красиво.
Рекламные публикации в городских сообществах-помойках НЕ РАБОТАЮТ. Нарветесь только на нагатив.
Реклама в ТРК на плакатах НЕ РАБОТАЕТ.
Реклама на билбордах НЕ РАБОТАЕТ.
Реклама на радио и ТВ НЕ РАБОТАЕТ.
Честный маркетинг
Возможен. Выгоден. Очень. Важное условие – выстраивать долговременную стратегию. Формировать отношения с людьми, как с друзьями, а не клиентами.
Путь Джедая не имеет конца. Это только наш опыт. Возможно, где-то на Марсе будет по-другому.