Найти тему

Пятьдесят оттенков китайского автопрома или специфичные предпочтения в маслах "китайцев".

Статья рассказывает об особенностях использования масел и антифризов в технике китайского производства, а также локализованной в РФ китайской техники. Первые два примера из жизни легковых автомобилей, потом про грузовой сегмент. И закрывает тему пример станочного оборудования.

Еще пару лет назад мы с коллегами могли себе позволить насмешки над картами смазок китайской техники, мол, дивись чего они там пишут. Однако сейчас нам не до смеха: китайская техника очень серьезно потеснила остальных поставщиков. Приходится разбираться, додумывать за дилеров и производителей, что же там должно быть по уму.

Для затравки покажу свое любимое: руководство к Haval H6, в которое какой-то умный человек прописал один продукт Total на все времена и двигатели. Конкретно этот документ с сайта дилера.

Фрагмент руководства по эксплуатации Haval H6.
Фрагмент руководства по эксплуатации Haval H6.

Что же с ним не так? Да практически все. Откройте техническое описание продукта Total, для начала.

Техническое описание масла Total
Техническое описание масла Total
  • Рекомендованный продукт имеет API Sl, а не указанный в требованиях бензиновых ДВС SN. На самом деле, это не столь важно, но противоречие есть.
  • Рекомендованный продукт имеет API CF, а не указанный в требованиях дизельных ДВС CI-4. А вот это косяк серьезный: выбранный продукт не особо хорошо будет отрабатывать взаимодействие с дизелем.

Далее, что еще видно:

  • отсутствует таблица вязкостей с указаниями, как меняются требования к вязкости в зависимости от температуры. Зато есть смешное: требование масел API CI-4 вязкости 0w-30. Из интереса, попробуйте найти хотя бы 3 таких продукта.
В итоге, я бы остановился на следующих рекомендациях:
В бензиновые двигатели - полнозольники класса a3/b4 SAE 5w-30, 5w-40. Например, ARMORTECH 5w-40
В дизельные либо тоже самое, либо API CI-4 SAE 5w-30. Второй найти в легкомоторной фасовке будет сложно, упростим выбор.
На что я обращаю внимание? Это зольность, полная\средняя\малая. Это величина HTHS, высокий\низкий. Показатель высокотемпературной вязкости при 100 градусах. Соотносимость всех этих показателей, т.е. типичные их сочетания.
Пример: масла a3/b4 чаще всего используют вязкости 5w-40, а не 5w-30. HTHS не будет низким у масел a3/b4. Масла класса API CI-4 производят для коммерческой техники, поэтому указание этого показателя для легкомоторки будет скорее ошибкой, ну и так далее.

Впереди у нас сенсационные заявления от компании JAC и ее официального представительства в РФ.

Стр.263 от руководства к модели s5.
Стр.263 от руководства к модели s5.

При этом, двигатель оснащен турбиной и обладает требованиями класса Евро-4. К сожалению, я не смог найти двигатель, от которого в своих разработках отталкивалась JAC, но я уверен, что на современный легковой автомобиль с такими нормативами и турбиной будет требование не ниже API Sl или SN. Из плюсов: требованием дилера является проведение ТО каждые 10 тыс.км. То есть, масло будет более или менее часто обновляться.

Многие китайские производители хоть и ведут собственные разработки, но отталкиваются в них от агрегатов других производителей. Покопавшись, среди автомобилей Китая и Кореи легко найти технику Mitsubishi, Cummins, MAN и прочих известных производителей.

В итоге, я бы остановился на следующих рекомендациях: API SN, SAE 5w-30, высокий HTHS, зольность большого значения не имеет. По практике использования на европейских автомобилях, классическим вариантом будет Armortech GC 5w-30. Малозольный продукт на синтетической основе, его используют во многих VAGах с турбинами. Заодно это даст защиту от перепробега: стандартным для подобных масел является ТО на 15 тыс км

Поговорим о грузовиках. Заглянем на сайт FAW Trucks Россия, руководство к FAW J6P.

Фрагмент руководства к FAW J6P.
Фрагмент руководства к FAW J6P.

Как мы видим, ребят вообще не смущает, что Shell ушел из России, рекомендации сохраняются. И ладно бы они были точными или имели понятную альтернативу. В одном списке находятся:

  • масла полнозольные, с небольшими интервалами замены (порядка 250 м.ч.)
  • масла малозольные, с увеличенными интервалами (500 и более м.ч.) для машин с сажевыми фильтрами

Вдобавок, диапазон рабочих температур указан один для масел разных вязкостей.

Какие могут быть проблемы, связанные с таким мануалом?

  • Отсутствие понимания интервалов замены. Дилер рекомендует 300 м.ч. Однако, зачем тогда сливать в мусор дорогостоящее масло с улучшенными свойствами?
  • Отсутствие понимания, как будет продукт взаимодействовать с разным топливом. Щелочные числа у полно- и мало- зольников разные. Динамика выработки свойств продукта будет сильно отличаться
  • Ошибки в выборе продукта как такового, например, антифриза. По каким критериям я должен выбрать альтернативу GlycoShell SF?
В итоге, я бы остановился на следующих рекомендациях:
Если вы соблюдаете рекомендованный интервал 300 м.ч., вам подойдет полнозольник класса SHPS CI-4, например, Авангард Ультра 10w-40
Если вы хотите увеличить моточасы в два раза, берите полнозольник UHPD, например, Авангард Профессионал М5 10w-40
Антифриз без вариантов super-oat класса mb 325.3, например, Кулстрим Премиум 40 с защитой от кавитации и максимальным интервалом ТО.

Ну и в качестве диджестива, загадка. Далее будут две фото из мои личного архива, первое это фрагмент руководства к белорусскому станку китайского производства. Второе, это шильдик со станка. Оба должны указывать на требования к одному и тому же продукту.

Фрагмент руководства по эксплуатации к станку.
Фрагмент руководства по эксплуатации к станку.
Шильдик от системы охлаждения масла, требования к которому указаны выше.
Шильдик от системы охлаждения масла, требования к которому указаны выше.

Как вам, "используйте масло Большая Стена #7? Тут напрашивается шутка в стиле, "перед использованием съешьте большой миска риса, чтобы хорошо работать".

Включаем внутреннего Шерлока Холмса и дедуктивный метод.

Отправной точкой будет то, что речь идет о шпиндельном масле. Как нам всем известно, шпиндельные масла бывают ISO 2, 5, 10 вязкостей. Масло "большая стена" не особо гуглится, а вот самое часто используемое в РТ масло от MOBIL ищется легко. Им оказывается mobil velocite 4. Цифра 4 в названии означает вязкость ISO 5. Итак, победа: нам нужно шпиндельное масло ISO 5, например, ЛУКОЙЛ Суппорто 5.

Но что же делать с указаниями на шильдике станции? Похоже, что ничего: при ближайшем рассмотрении становится понятно, что производители у станции и станка разные. Думаю, убийца - дворецкий комплектацией оборудования занималась сторонняя фирма по принципу "и так сойдет". Диапазон вязкостей на шильдике скорее всего указывает допустимый для перекачивающего насоса диапазон. Так что максимум с какой проблемой столкнется клиент - ранний выход из строя этого самого насоса, что предпочтительнее, чем гибель подшипников шпинделя.

Честно говоря, из всех этих историй сложно извлечь какую-то мораль. Лично мои заключения следующие:

  • Не бойтесь оригинальных мануалов на китайском. Все эти иероглифы отлично переводит google translate на любом смартфоне: наводите камеру на страничку и он в онлайн-режиме все переведет.
  • Оригинальные мануалы важнее - российские адаптации часто переведены машинным переводом и имеют вставки творчества российских дилеров. А они могут добавить что-то от незнания или желания продать свои продукты. Я и сам делал таблицы смазок для тайваньских станков, в которые добавлял свои продукты.
  • Никогда и никакая массовая техника не требует использования только одного конкретного продукта какого-то производителя. Все посылы вида "наш производитель рекомендует только Castrol масло_нейм" имеют под собой желание продать вам этот самый Castrol втридорога. Исключением может быть штучное очень дорогое оборудование наподобие газовых турбин Сименс на ТЭЦ, или используемых для перекачки химически агрессивных газов. Вот там список продуктов действительно будет небольшой, но все таки - не от одного единственного производителя.
  • Универсальный совет - не бойтесь думать, читать листы спецификаций и советоваться со специалистами!
-7

Авто
5,66 млн интересуются