Пчела с инженерной точки зрения демонстрирует поразительное совершенство, впрочем, как и другие живые существа. Летные качества, совершенство и точность действий пчелы еще очень долго будут недостижимы ни для каких искусственных устройств. Но есть и другое, не менее удивительное. Пчелы, если внимательно изучать их жизнь, поражают целесообразностью своего поведения и высокой организацией жизни в их сообществе. Невероятную изобретательность пчелы являют при поиске и сборе нектара с цветущих растений. Пчелы рассказывают друг другу о маршруте к цветущим полям. Пчелы делят функции в улье по принципу разделения труда: есть пчелы-охранники, есть летные пчелы, есть пчелы – терморегуляторы, пчелы-воспитатели, пчелы-строители, и это далеко не полный список их профессий. Пчела способна пожертвовать собой ради сохранения своей семьи.
Одновременно с этим невозможно не заметить, что наши человеческие нравственные ориентиры часто неприменимы к пчелам, как и вообще к миру бессловесных существ. Пчелы без зазрения совести уничтожают ненужных членов семьи. Осенью пчелы ничтоже сумняшеся выгоняют трутней из улья, потому что зимой трутни не нужны, а кормить их – накладно. Такие трутни, лишенные крова и корма, погибают, а весной взамен их пчелы выводят новых, если требуется. А ведь трутень после брачного полета с маткой погибает, совершая своего рода самопожертвование ради своего потомства. Так же погибает и пчела, ужалившая чужака, посягающего на улей.
Да, пчелы, если нужно, могут пожертвовать собой ради семьи, но если корма в природе мало, способны атаковать и разорять более слабые семьи и уносить их запасы. Но кто их упрекнет? Они следуют своей программе выживания, пусть и за счет других, слабейших.
Подобные действия у живых существ целесообразны, а значит - оправданы с точки зрения выживания пчелосемьи и – шире – вида. И наши нравственные оценки тут не работают. Это вообще характерно для мира животных. Закон джунглей, что тут поделать.
Но вот что интересно. Среди людей, где нравственные категории, казалось бы, присутствуют - хотя бы в том смысле, что эти категории существуют, декларируются и в базовых принципах не меняются - мы тоже достаточно регулярно видим подобное "целесообразное", так сказать, поведение. Не очень нравственное. И соответственную мотивацию, определяемую простейшими биологическими функциями: питанием, размножением, доминированием, самосохранением, как эксклюзив иногда - сохранением своего рода и совсем уж иногда - вида. Сказанное не означает пренебрежение к земному плану человеческого бытия. Сказанное означает, что человек - если он хочет оставаться человеком - это нечто большее, чем набор его биологических проявлений. Человек - это гражданин Вечности.
Sapienti sat.