Первое, что отличает недобросовестные автосалоны, — агрессивная реклама в интернете. Вводишь в поисковике «купить какую-то марку или модель» в конкретном городе, и в пределах первых трех строчек (часто — первой) появляется сайт некой организации. А там — заманчивые цены, значительно ниже каталожных.
Впрочем, на сайте может быть и предложение единственной марки. Но это простенькая «обманка». Начинаем копать глубже и видим, что по одному и тому же адресу, но под разными интернет-вывесками «проживает» все тот же «универсальный» автосалон. Кстати, в ряде случаев гордо именующий себя дилерским.
Ну что ж — давайте познакомимся, современные «жулики-бандиты».
Технология обмана
Схема работы подобных структур в разных городах — как под копирку. Заявленные на сайтах цены на 15–30% ниже, чем у «официалов», в подарок обещают каско, комплект шин и другие заманухи. Некоторые клиенты, неискушенные в организации структуры продажи автомобилей, как достоинство воспринимают то, что в одном месте они смогут выбрать автомобиль из 15–20 марок, а на сайте есть информация о ценах на любую модель в каждой комплектации.
Кроме того, есть автомобили с пробегом.
Таким образом создается впечатление, что в одном месте вы можете приобрести именно то, что хотите (заметим в скобках — торговля новыми автомобилями не может быть организована по принципу супермаркета).
На звонок радостно отвечают — да, машина вас ждет. Но по приезде на место выясняется, что именно этой модели или конкретного исполнения на данный момент в салоне нет. Ничего страшного, в черте города либо окрестностях есть склад, и необходимый автомобиль на эвакуаторе сейчас оттуда привезут. Надо лишь внести предоплату. Могут попросить и 5–10% от стоимости, и вплоть до «сколько есть», то есть тысяч 10–20. Смотрят по клиенту — с какой суммой он готов сейчас расстаться.
Заплатили, подписав предварительный договор? И вот тут начинается спектакль — клиента начинают «доить» уже по-взрослому. Через какое-то время (час, полтора, два — клиент должен «настояться») окажется, что:
нужной машины все-таки нет;
упала с эвакуатора;
только что продана и т. п.
Желаете получить предоплату обратно? Но в договоре, который вы подписали (особо не вчитываясь), указано, что либо предоплата не возвращается, либо «пишите заявление и в течение десяти дней руководство его рассмотрит». Наконец, «салон же не отказывается от своих обязательств». Просто в той же бумажке прописано, что обязуется передать вам автомобиль в течение некоторого срока — от двух недель до полугода. Мало кто готов ждать.
Здесь играет роль еще один нюанс, которым широко пользуются жуликоватые продавцы: клиенты — в основном люди из глубинки, клюнувшие на дисконт в интернете. Чтобы попасть в автосалон в региональном центре, проехали несколько сотен км на автобусе, поезде или со знакомыми — на попутке. Таким остаться без «колес» прямо сейчас особенно сложно.
Впрочем, «окучить» на предоплату могут человека, который не собирался в данный момент покупать автомобиль. Просто зашел прицениться и узнать условия автокредита. Менеджеры в таких организациях талантливые психологи — видят, кого и как можно раскрутить на деньги.
Олег, стал жертвой мошенников в июне 2019 г.:
— Обратился в такой автосалон, чтобы узнать проценты по кредиту — хотел через несколько месяцев приобрести Hyundai Creta 2018 года за 725 000 рублей (минимальная цена у дилера — под миллион — прим. авт.). Для этого меня попросили внести предоплату — 10 000 руб. Зачем заплатил, сам не знаю. Как-то сразу взяли в оборот. Сказали, что под Creta мне кредит не дадут. Но можно выбрать, например, Nissan Almera того же года и с тем же процентом по кредиту — 4,9. Менеджер отправил заявки в разные банки, и от нескольких я получил одобрение. Но поскольку не планировал покупать Альмеру, собрался уйти из салона. И тут оказалось, что паспорт, СНИЛС и водительские права, которые я отдавал для снятия копий и которые оставались у сотрудников, мне не отдадут, пока не оформят кредит. Менеджеры, окружившие меня, заявили, что я не докажу, что передавал им документы. У них есть мой адрес, и моей семье могут устроить неприятности. Один прямо так и сказал: «писк жены хочешь услышать»? Когда документы принесли на подпись, выяснилось, что стоимость Альмеры — 950 000. В итоге с учетом услуг салона (проверки в ГИБДД и оформление документов потянули на 62 000) и страхования (почти 11 000) я взял в кредит 1 013 000 рублей. Взамен получил белую Almera в базовой комплектации. Принимая во внимание кредит на семь лет под 28% годовых, она обойдется мне в 1 700 000 рублей.
Жесть какая! Трудно поверить, если бы не мое личное общение с человеком и не его заявление в полицию. Кстати, по его словам, в полиции ответили — криминала нет, мол, сам же подписывал. И как тут доказать, что угрожали? Что не возвращали документы? А тебе — водителю по специальности — на каком-то подсознательном уровне было страшно остаться без ВУ.
Откровенные угрозы — это не единичный случай, хотя и крайняя мера. Чаще ставка делается на то, чтобы просто утомить-уломать покупателя. Скажем, вы приезжаете в салон утром, а конечный вариант договора вам принесут часам к пяти-шести вечера. Особо стойких держат до закрытия и после. Ведь подобные организации работают, как питейные заведения — до последнего клиента. Но в самом начале вас необходимо «привязать» к салону. Для этого еще лучше предоплаты подходит схема trade in.
Кирилл, имел дело с жульнической схемой продажи авто в сентябре 2019 г.:
— Был семилетний VW Polo, оцениваемый мной в 400 000 рублей, который я хотел обменять по trade in на Hyundai Solaris в возрасте года-двух. Поисковик на запрос «Hyundai Красноярск» первой выдал одну иркутскую фирму. Мне показалось это странным, однако с севера Иркутской области и в Красноярск, и в Иркутск ехать примерно одинаково, а цены на сайте этой компании выглядели привлекательно. Так, Solaris 2018 года в богатой комплектации предлагался за 770 000 рублей, в то время как в среднем по рынку стоил процентов на 10 дороже.
В названной компании за Polo предложили 330 000 рублей. Не вполне устраивало, однако дополнительно обещали скидку в 50 000 при покупке «корейца». Плюс кредит с процентной ставкой менее 6%. Оформляем? Конечно! Документы на VW отданы, договор купли-продажи подписан. И тут выясняется, что процент по кредиту вырос до 18, а дает его единственная организация — неизвестный мне банк с офисами только в Санкт-Петербурге.
Более того, именно выбранный мной Solaris идет с «нагрузкой». Якобы банк обязывает приобретать каско на пять лет стоимостью 300 000 рублей и страховку жизни и здоровья за 170 000. Отказываюсь от сдачи своего автомобиля в trade in, но документы у фирмы, и ДКП подписан. Говорят — наш головной офис в Самаре в течение десяти дней рассмотрит ваш вопрос и либо выплатит деньги, либо вернет машину.
Но это еще не все схемы, как «раскрутить» клиента в таком салоне. Если с вас не выманили предоплату и не получили в залог автомобиль по trade in, нечистоплотные продавцы могут применить классическое — возьмут документы для копий, которые незаметно останутся у кредитного специалиста. В течение дня будут уверять, что сделка завершится с минуты на минуту, подождите еще немного. Не исключено, будут передавать клиента от менеджера к менеджеру и лить елей в уши. Наконец, скажут, что несколько банков кредит одобрили и под устраивающий процент. Разумеется, с условием внесения первоначального взноса. Могут сформулировать по-другому: для получения кредита надо оформить договор купли-продажи (скачать ДКП или заполнить ДКП онлайн), а для этого — внести аванс.
Ах, нет средств? Салон может предоставить, но за отдельный процент. Внесли тем или иным способом? Вас подержат еще и в конце концов вынесут финальный вариант договора, где:
выросла стоимость автомобиля;
поднялся процент по кредиту;
появилась оплата услуг салона;
«допы»;
каско;
страхование жизни.
Либо что-то из этого, либо какое-то сочетание этих позиций. Как рассказывают жертвы, после шести-десяти часов нахождения в салоне некоторые детали договора (скажем, возросший процент по кредиту) они с удивлением обнаруживают только спустя какое-то время. Бумаг на подпись дают много, формулировки в договорах сложные, есть дополнения мелким текстом.
Юрий, родственник стал жертвой жуликов в феврале 2019 г.:
— Повелся на рекламу в интернете — новая Нива за 380 000 рублей. Оказалось, двухлетняя и с обязательной страховкой на 350 000. Тогда выбрал машину 2018-го за 650 000, но на подпись подсунули документы на автомобиль 2019-го за 800 000, да еще с «допами» почти на 80 000 (у дилера разбег цен — 540 000–600 000 — прим. авт.). Только дома обнаружил, что процент по кредиту у банка с обещанных 5,9 вырос до 16. При этом Нивы в салоне не было, но его убедили от руки написать расписку о том, что «техническое состояние и комплектация проверены, претензий не имею». А также что в случае отказа от автомобиля он готов понести штрафные санкции в размере 10% от суммы, указанной в ДКП. Через несколько дней машину получил — единственное утешение.
Жулики в деловых костюмах
Я решил на себе испытать схему навязывания дополнительных услуг, в результате чего автомобиль с большой скидкой в итоге обходится значительно дороже рыночной цены. Мое внимание привлек иркутский автосалон Car&Credit (ул. Академическая, 25А). В сети позиционирует себя как дилерский центр. Сайт ломится от марок и моделей. Внутри салона четыре десятка автомобилей, еще примерно столько же — на улице.