Найти тему
Vladimir Soloviev

Teamcenter: новый уровень

В ХХI веке невозможно представить процесс разработки и согласования конструкторской и технологической документации без применения новейших информационных технологий. На производстве внедряются различные автоматизированные системы управления. Одна из них — Teamcenter. Он обеспечивает совместную работу конструкторов и технологов, предоставляет доступ к документации, аккумулирует данные об изделии на всех этапах его жизненного цикла.

До недавнего времени конструкторское бюро и серийный завод использовали свои системы Teamcenter раздельно. В соответствии со стратегией развития информационных технологий НПК «Пермские моторы» на период с 2021 до 2025 года в июне текущего года эти системы были объединены. Об основных изменениях и важных особенностях в работе Teamcenter рассказал начальник отдела систем автоматизированного проектирования «ОДК-Пермские моторы» Ринат ТАЛИПОВ.

Отдел систем автоматизированного проектирования службы ИТ «ОДК-Пермские моторы»
Отдел систем автоматизированного проектирования службы ИТ «ОДК-Пермские моторы»

— Ринат Галимзянович, проект Teamcenter стартовал на серийном заводе в 2012 году, в 2014 году началась активная фаза внедрения. Как проект зарекомендовал себя за десять лет?

— До внедрения Тeamcenter процесс технической проработки конструкторской документации был очень сложным и длительным: распечатка конструкторской документации на кальке, замена копий, хранение в архивах. Конструкторам и технологам приходилось бегать по цехам, собирать подписи и тратить драгоценное время. Teamcenter уже много лет успешно выполняет и эти, и гораздо более сложные задачи в несколько раз быстрее, ведь обмен данными по современным каналам связи происходит практически мгновенно.

Следует отметить, что внедрение Teamcenter в АО «ОДК-ПМ» проводилось не на пустом месте: в АО «ОДК-Авиадвигатель» система Teamcenter внедрена в полноценную промышленную эксплуатацию в 2006 году, и конструкторы СКО до 2014 года работали непосредственно в системе Teamcenter соседнего предприятия.

В рамках проекта ПД-14 под управлением системы Teamcenter впервые в России двигатель был разработан с нуля «в цифре». В ходе проектирования был создан полноценный электронный макет, созданы электронные базы данных инженерных расчетов и характеристик материалов, цифровое сопровождение производства двигателя, его стендовых и летных испытаний, а также разработка эксплуатационных документов.

— Какие задачи Teamcenter решает в проекте ПД-14?

— В ходе реализации проекта ПД-14 на базе Teamcenter была создана единая цифровая среда проектирования и управления жизненным циклом изделия. Вся проектная документация ПД-14 управляется системой Teamcenter: 3D-модели изделия, выполненные в системе NX, графические и текстовые документы в любых форматах, результаты расчетов, извещения об изменении, конструкторские составы конкретных экземпляров изделий, электронные руководства по эксплуатации и т.д.

Возможность совместной работы и доступ к единой базе данных делают взаимодействие сотрудников более эффективным, сокращают время проектирования конечного изделия и повышают качество разрабатываемой продукции. Кроме того, интуитивно понятный интерфейс и грамотно организованное рабочее пространство существенно снижают порог вхождения для новых пользователей и повышают производительность опытных.

— Как объединялись данные конструкторского бюро и серийного завода?

— Совместно со специалистами отделения 800 АО «ОДК- Авиадвигатель» в рамках подготовительных мероприятий была создана объединенная модель данных двух проектов и объединены организационные структуры. Были также доработаны процессы по организации технологической проработки изделий, по выполнению заявок на изменение конструкторской документации, отработан механизм передачи незавершенных бизнес-процессов на объединенный сайт Teamcenter. На каждом предприятии выполнены работы по выравниванию серверных настроек.

Весь доработанный функционал был протестирован. Тем не менее процесс объединения оказался существенно более сложным, чем предполагалось первоначально. Несмотря на то, что при внедрении системы Teamcenter в АО «ОДК-ПМ» была принята модель данных АО «ОДК-Авиадвигатель», за 10 лет самостоятельного развития системы накопилось очень большое количество отличий, которые при объединении не сразу были выявлены. Несколько дней после объединения сайтов специалисты ИТ обоих предприятий устраняли ошибки и в режиме «горячей линии» обеспечивали производственные процессы в АО «ОДК-ПМ».

На текущий момент основные проблемы устранены, пользователи освоили новые условия работы, идет рутинная работа всех подразделений.

— Какие преимущества появились у объединенной системы Teamcenter?

— Наши предприятия начали работать полностью в едином информационном пространстве. Появилась возможность организовать единые процессы согласования и технологической подготовки конструкторской документации. Упростился процесс обмена опытом между работниками предприятия. Появилась возможность внедрить единые подходы при разработке конструкторской и технологической документации. В рамках объединенной системы Teamcenter мы, наконец, сможем решить часть проблем, связанных с разделением комплекта КД изделия ПС-90А между АО «ОДК- Авиадвигатель» и АО «ОДК-ПМ». Но это всё нам еще предстоит сделать.

— О каких изменениях и особенностях работы в объединенном Teamcenter должен знать каждый инженер и конструктор?

— На текущий момент при объединении мы постарались максимально сохранить рабочие процессы пользователей АО «ОДК-ПМ», поэтому проблем, кроме отмеченных выше ошибок переходного периода, при работе в объединенной системе не возникло. У некоторых пользователей сразу же появилось желание создавать процессы согласования, в которых одновременно участвуют конструкторы и технологи как АО «ОДК-ПМ», так и АО «ОДК-Авиадвигатель». Реализацию таких процессов будем прорабатывать в ближайшее время.

— Как дальше будет развиваться объединенный проект, какой новый функционал ждет пользователей в будущем?

— Создание в результате объединения сайтов Teamcenter единой среды проектирования и технологической подготовки производства — это один из первых шагов по объединению наших предприятий в единую структуру НПК «Пермские моторы». Это объединение выводит нашу совместную работу на новый качественный уровень, позволит реализовывать новые проекты в максимально сжатые сроки и с высоким качеством.

Что касается функционала, то в первую очередь будем реализовывать процессы, уже отмеченные ранее. В перспективе будем продолжать развитие системы управления жизненным циклом изделий в условиях единого предприятия.

Владимир СОЛОВЬЕВ

Фото Светланы ШЕМЕТЮК

© Газета «Пермские моторы», № 7 (7137), 1 августа 2023 г., стр. 2.