Авторы выдвинули чёткие и конкретные требования, но переговоры не привели к желаемому результату. К тому же кинобоссы решили, что возьмут забастовщиков измором, учитывая, что сценариев, как уже запущенных в производство, так и готовых к запуску, достаточно. Но 14 июля к 11 500 сценаристам присоединились около 160 000 участников актёрской гильдии (SAG–AFTRA).
За поддержку забастовки в обоих профсоюзах проголосовало максимальное количество участников. Публичные акции личным присутствием поддержали Джейн Фонда, Марк Руффало, Брайан Крэнстон, Люси Лью, Джейсон Судейкис, Джессика Честейн, Брэндан Фрейзер, Джои Кинг, Сьюзан Сарандон. В соцсетях ободряющие посты написали Мэрил Стрип, Пол Радд, Джейми Ли Кёртис, Синтия Никсон, Боб Оденкёрк и многие другие. А лондонскую премьеру "Оппенгеймера" сдвинули на час раньше, чтобы снимавшиеся там звёзды успели прогуляться по красной дорожке и покинуть её с началом забастовки.
То, что происходит сейчас, — случай исключительный. Предыдущий раз сценаристы бастовали в 2007–м в течение 100 дней в гордом одиночестве — тогда к ним больше никто не присоединился, хотя поддержку выражали. Актёры же последний раз выдвигали свои требования и претензии в уже далёком 1960 году, когда в профсоюзе председательствовал Рональд Рейган.
Пандемия ощутимо отразилась на состоянии индустрии: одни кинопроекты замораживали, премьеры других сдвигали, третьи ставили на паузу до лучших времён. Тем временем стриминговые платформы использовали выпавший шанс с максимальной выгодой, наращивая аудиторию, количество рекламодателей и, как следствие, увеличивая прибыль. Но сценаристы говорят, что на их финансовом положении эти позитивные перемены не сказались так же благотворно. Разрыв между требованиями авторов и предложением студий довольно сильный, прийти к общему знаменателю так и не вышло, и гильдия прибегла к опробованной тактике, которая уже не единожды оправдывала себя. Но в этом году индустриальные проблемы зашли так далеко, что актерский профсоюз, которому также не удалось договориться о новых условиях, принял решение поддержать пишущих коллег.
Чего же хотят бастующие
Требования обеих гильдий выглядят не сверхъестественными, как считают некоторые кинобоссы, а логичными и полноправными. Сценаристы хотят повысить минимальные авторские ставки, взносы на медстраховку и в пенсионный фонд, проговорить масштаб участия искусственного интеллекта (в том числе и пресловутый ChatGPT) в создании сценариев, уравнять тарифы авторов, работающих в кино– и онлайн–проектах, увеличить количество авторов в мини–сценарных комнатах, изменить минимальный срок работы на проектах, ждущих одобрения, и тех, которым дали "зеленый свет". К тому же авторов не первое десятилетие задевает тот факт, что их считают работниками второго ряда, в отличие от режиссёров и актёров. В том числе и по этой причине напряжение между этой гильдией и студией постоянно нарастает и временами прорывается в форме жёсткого противостояния.
Актёры, казалось бы, катаются как сыр в масле: съёмки в блокбастерах, хитах авторского кино и в бесчисленных сериалах, премьеры, красные дорожки, признание, награды, космические гонорары. С чего бы им тогда бастовать? Но реальная картина расходится с той, что зрители и фанаты видят в сетях и на телеэкранах. 27 долларов и 73 цента в час — такова минимальная актёрская ставка, но дело в том, что исполнителям полный рабочий день не оплачивается из–за специфики работы. Ещё до истечения срока договора (30 июня этого года) между гильдией и киностудиями члены SAG–AFTRA условились о конкретных минимальных ставках для исполнителей. Например, актёру, проработавшему в телешоу неделю, должны были бы заплатить минимум 3756 долларов. Правда, часть этой суммы съедят налоги и комиссионные (агент, менеджер, юрист). Если копнуть ещё глубже, на поверку окажется, что и суперзвёздам их миллионы далеко не всегда приносят кино– или телепроекты.
Так, названный в прошлом году самым высокооплачиваемым актёром Дуэйн "Скала" Джонсон заработал $270 млн. Однако существенная часть дохода в 2022–м пришла от его бренда текилы Teremana. Всем остальным, то есть объективному большинству, приходится довольствоваться иными размерами вознаграждений. Ещё у актеров и сценаристов есть вопросы по поводу прозрачности данных стримингов о просмотрах, которые влияют на размер отчислений, положенных за повторные просмотры.
Кто виноват?
Генеральный директор Disney и одна из самых одиозных киноперсон — Боб Айгер считает, что на данный момент требования гильдий невыполнимы, забастовка же только добавит проблем и окажет разрушительное действие на индустрию. Говорит это человек, чей контракт со студией заключён до 2026 года, пока совет директоров ищет ему преемника. Согласно новому договору у Айгера теперь есть право на бонус в размере до $5 млн, а это значит, что его общая зарплата может достигать $31 млн в год. Меж тем студия Уолта Диснея является членом Альянса продюсеров кино и телевидения (AMPTP), который как раз и ведёт переговоры с бастующими писателями и актёрами. Руководители стримингового гиганта Netflix Тед Сарандос и Грег Питерс в 2022 году заработали $50 млн и $28 млн соответственно. И эта компания также входит в альянс.
После начала забастовки AMPTP выпустил заявление, в котором сообщал о своём глубоком разочаровании действиями актёрской гильдии и упрекал забастовщиков в очевидном исходе — изменении в худшую сторону финансового положения десятков тысяч людей, задействованных в индустрии. Трудно представить более лицемерное и манипулятивное высказывание.
Последствия
Вскоре после начала акции сценаристов стали приходить новости про остановку съёмок или перенос премьеры того или другого кино– и телепроекта. В их число уже попали сиквелы "Аватара", "Гладиатора" "Венома" и "Дэдпула", новые сезоны "Андора", "Эмили в Париже", "Эйфории", "Йеллоустоуна", "Укрытия". Но и это ещё не всё. Ближайшие кинофестивали — в Венеции и Торонто — почти наверняка недосчитаются на своих прекрасных дорожках и фотоколлах целой когорты звёзд. Актёрам и сценаристам нельзя участвовать в пиар–кампаниях своих фильмов, исполнители не могут появляться на съёмочных площадках до окончания забастовки. Например, фильмом Луки Гуаданьино "Претенденты" (Challengers) с Зендаей, Майком Файстом и Джошем О’Коннором в главных ролях планировалось открыть Венецианский киносмотр, но мировая премьера отменилась, а релиз переехал на следующий год. 75–я церемония одной из самых престижных американских индустриальных премий — "Эмми" — должна была пройти в сентябре, но перенесена на неопределённый срок. Редчайший случай в истории этой награды — предыдущий раз это случилось в сентябре 2001 года.
Когда закончится противостояние и с какими результатами, можно только гадать. Самая продолжительная забастовка сценаристов длилась 153 дня, и произошло это в 1988 году. Сегодня ставки выше и ущерб масштабнее: уже сейчас совокупные финансовые потери оцениваются более чем в $4 млрд. Разумеется, у студий ещё есть что показать зрителям, но эти запасы исчерпаемы, а кинопроизводственный цикл длится от года до двух лет. Стриминги находятся в лучшем положении и смогут протянуть дольше. Однако сейчас важно иное: прямо на наших глазах разворачиваются исторические события, которые наверняка повлияют на дальнейшее существование и функционирование индустрии. Причём не только в масштабах Америки.
Личное мнение
На условиях анонимности "ДП" получил ответ на вопрос, возможно ли подобное развитие событий в российской индустрии, от одного из отечественных авторов: "Можно долго перечислять все беды российских сценаристов. Проще написать резюме: жизнь российских сценаристов — это практически жизнь рабов на галерах, которые не знают, будет ли у них завтра работа и хлеб, это отсутствие любых, самых базовых социальных гарантий — какая медстраховка, отпуск, оплата психиатра? Ты работаешь 12 месяцев в году из–за страха упустить очередное предложение, пока не прогоришь насквозь. И, конечно, сейчас невозможны никакие забастовки сценаристов — хоть американского формата, хоть российского — просто в силу отсутствия консолидации. Смысл разворачивать флаги и заявлять свои требования, если на твоё место завтра придёт другой — голодный и злой? Он может быть менее талантлив и профессионален, но он готов работать за еду, в то время как ты хочешь заработать ещё и на ночлег. И продюсеры радостно наймут его. Именно поэтому забастовка в России невозможна и будет ещё невозможна долгое время. Да, ещё несколько лет назад казалось, что сфера кинобизнеса начинает приближаться к цивилизованным нормам — было несколько попыток в созданной гильдии сценаристов договориться между собой, что сценаристы не опускаются ниже принятых гонораров, не демпингуют. Продюсеры прекратили играть втёмную, более–менее начали соблюдать условия договоров, выплачивать гонорары, не красть проекты. Но сейчас, в связи с резким сокращением денег в кинопроизводстве, ждать, что тебе поднимут ставку, — утопия. Тут уже либо ты вырвешь билетик удачи и заявишь о себе в громком проекте на онлайн–платформе, станешь топовым автором и тогда уже сможешь диктовать какие–то условия, либо продолжишь работать чернорабочим и радоваться, что у тебя есть эта работа. Забастовка сценаристов в России? Не смешно".
https://www.dp.ru/a/2023/08/08/bastujut-vse-kinoindustrija?from=dzen-news