В нестабильное время рынок труда всегда меняется. Так, в начале 2023 года российские компании пытались вернуть из международной удаленки крутых специалистов и начали нанимать больше продактов уровня джуниор. Об этих и других трендах и поговорим. Рассказывает Елизавета Кондрашова, руководитель Центра продуктовой трансформации ФРИИ.
Продакты нужны в финтехе и телекоме
В апреле 2023 года на сайте Хэдхантер предлагали 6000 вакансий продактов разных уровней, соискателей при этом было 40 000 человек.
Повышенный интерес со стороны соискателей, возможно, связан с всеобщей неопределенностью и желанием, чтобы в нестабильное время хотя бы профессиональная сфера была в порядке. Вот что еще мы заметили на рынке:
15% продуктовых вакансий открыты для джуниоров.
Это важно, потому что в 2020 году продуктовый найм вообще был заморожен, в 2021 году компании стали нанимать только мидлов и сеньоров и наконец-то их интерес сдвинулся и к джуниорам. Это связано с разными причинам: релокацией продактов в другие страны и внутренними изменением в самих компаниях.
70% соискателей имеют опыт работы от трех лет.
Это говорит о том, что сотрудники стали менять компании и позиции, а рынок — двигаться. Такой процесс начался в середине 2022 года и завершится, возможно, к концу 2023 года.
Сейчас активнее всего нанимают новых продактов малые и средние компании в сферах финтеха и телекома. Это, например, маркетплейсы и крупные экосистемные компании по типу Сбера.
Зарплаты продактов растут только по уровню инфляции
Теперь о средних зарплатах продактов. Они различаются в зависимости от того, в Москве или регионах работает специалист и какого он уровня.
В 2021 году и 2022-ом из России уходили крупные международные компании, и на рынке стали появляться вакансии с зарплатами меньше, чем платили раньше. Российские компании объясняли это так: а кто заплатит больше, крупные компании ушли. Но вместе с компаниями стали уходить и специалисты, поэтому к концу 2022 года всё изменилось, и зарплаты продактов всех уровней подросли:
- джуниор — на 16%;
- мидл — 13%;
- сеньор — 14%.
Но эти цифры больше похожи не на рост, а на корректировку по уровню инфляции. На самом деле динамики роста зарплат и значимости продуктовых позиций, к сожалению, нет.
Компании готовы релоцировать сотрудников в Казахстан и Белоруссию
Интересно, что из всех 6000 вакансий продактов в 8% случаев работодатели предлагают релокацию. Обычно это такие страны, как Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения и ОАЭ. Это связано с тем, у ряда российских компаний появились свои офисы в этих странах.
Работают сотрудники и из других стран: во времена пандемии многие компании перешли на международную удаленку и разрешили своим сотрудникам работать откуда угодно. Но в 2023 году этот тренд стал откатываться назад: работать из недружественных и даже дружественных стран во многих крупных российских компаниях стало невозможно. Причина этого — в ужесточении законов по налоговому резидентству и усилению технологического суверенитета России. Работать из недружественных и даже дружественных стран во многих крупных российских компаниях стало невозможно.
Поэтому в 2023 году компании занимаются тем, что пытаются вернуть в Россию максимум своих сотрудников. Им предлагают формат, когда можно работать в офисе и дома, но делать это нужно с территории России.
При этом не все сотрудники готовы возвращаться, и в целом компании рискуют потерять где-то 20% продуктовых и цифровых специалистов. Это создает проблемы для компаний, зато открывает рынок вакансий для новых людей.
На рынке не хватает цифровых специалистов с нужными навыками
В процессе найма продактов в 2023 году эйчары компаний сталкиваются с разными сложностями. Вот некоторых из них:
- отток продактов — много крутых специалистов уехали из страны и их нужно вернуть обратно или найти им замену;
- недостаток цифровых специалистов — на рынке в целом не хватает людей, которые занимаются маркетингом, айти, аналитикой и управлением проектами;
- недостаточный уровень специалистов — из-за того, что крутые специалисты уехали, в целом на рынке стало не хватать людей с нужными компетенциями.
А теперь самое интересное — разберем, какие навыки сейчас самые востребованные и за них готовы платить больше:
1. работа с рисками и стратегией — умение определять, что сейчас важно, а что нет;
2. умение быстро пересобрать ценностное предложение под запрос клиента;
3. навыки качественных и количественных исследований — чтобы понимать, как изменились потребности клиентов;
4. понимание методологии выявления потребностей бизнеса и людей;
5. умение формулировать и тестировать гипотезы.
При этом некоторые навыки продактов, наоборот, стали повышаться. Так, специалисты научились лучше анализировать рынок и конкурентов, делать сегментацию клиентов и в целом работать с бэклогом и рисками.