Найти тему

Где живут идеи? Почему не со мной? Оренбургский платок на пустой голове.

Оглавление

Я часто задумываюсь над вопросом, почему я такая тупенькая в плане придумать что-то свое, неповторимое? Да, у меня руки приделаны к нужному месту. Я могу создать ими много чего. Но идеи я черпаю не в своей голове, а в интернете, в журналах (раньше), на улице , в магазине. А что сама? Как придумать свое? Неприподъёмный вопрос для меня.

Это точно!
Это точно!

Может быть дело еще и в том, что менталитет у меня рабоче-крестьянский? Не зря же мы так жадно хватали в свое время журналы Бурда или итальянские журналы по вязанию. Не только я , но и многие русские рукодельницы не могли сдвинуть свои умения дальше вязанных носков в полосочку и шапочек с отворотиком. Я училась премудростям вязания у бабушки. Ни джемперов, ни кардиганов она не умела вязать. Носки, варежки, шарфы, редко шапки - это спицами. Скатерти, салфетки, накидушки, подзорники - это крючком. Все петли и узоры были стандартные, без своей изюминки. Всё, как у всех. Тепло и ладно, прикрыто и хорошо.

О сложной технике никто и не думал. Пока мы не увидели, как можно вязать , какие шедевры создавать. Конечно и в своем Отечестве были гении в этом направлении. Но я думаю, что они тоже получили толчок к действию после того, как увидели идеи, которые не видели никогда у нас.

Да и сама история развития вязания крючком и спицами в России рассказывает нам, что она тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии, Скандинавии.

Так если, считается, что вязание крючком в Европе возникло и стало развиваться с начала 19 в. , то в России крючок получил распространение лишь с конца 19 в.

Крючок. Из личного архива.
Крючок. Из личного архива.

Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, беря за основу узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Вы спросите, а как же Вологодское кружево? Наше же! Мы придумали! Оказывается только в 1725 году Петр 1 пригласил венецианских мастериц для обучения русских вышивальщиц искусству шитья кружев с помощью иглы, а также с помощью коклюшек. Идея опять не наша. Руки и доработки - наши!

Существует мнение, что искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, в основном, мужчины.

В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Ну наконец-то! Уж Оренбургские платки точно наши!

В России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России! Зародилась она 250 лет назад. Думаете мы придумали?

Когда-то уральские казаки, обосновались на реке Яик (ныне Урал). И заметили они, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. Калмыки и казахи вязали изделия из пуха сплошной вязкой. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Оренбургские пуховые платки. Фото из яндекс картинки.
Оренбургские пуховые платки. Фото из яндекс картинки.

Но основной секрет феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья. И тут у нас основа всего -сырье.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.!

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все мастерицы ⁹состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

В заключение можно сделать следующий вывод:

История вязания крючком и спицами в России основывалась на Европейской культуре вязания, переделалась под себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз. То же самое можно сказать о Вологодском кружеве.

А что можно сказать обо мне? Да то же самое. Моя история основывается на собирании идей , переделывании их под себя, внесении своего видения изделия. Слово "самобытность " ко мне не подходит. Если бы была самобытность, то возвращаясь к теме о платках, я бы изобрела новый орнамент, схему вязания, какие были бы только моими, узнаваемыми. Но нет.... мозг молчит и никаких сигналов, увы.

Шаль моего производства.
Шаль моего производства.

И я снова лезу в интернет, черпать вдохновение. Что б я без него делала?

"А у тебя подруги, Зин, все вяжут шапочки для зим.."(Высоцкий В.)

А люди вон чего выдумывают! Интересные факты:

  • Первые схемы с обозначениями видов петель были изобретены в Голландии в XIX веке; к настоящему времени существует две унифицированные системы – британская и американская. 
  • В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз – «Золотой крючок» – ему вручала лично Эсте Лаудер.
  • В 2005 году появилось новое интересное направление – вязаное граффити, или ярнбомбинг (анг. Yarnbombing). Это уличный вид искусства, где «бомбардировщики» пряжей расцвечивают улицы, оживляют и украшают дворы, парки, скверы, используя вязаные полотна.
  • Мириам Тейгелс (Нидерланды) установила рекорд по самому быстрому вязанию и попала в Книгу рекордов Гиннесса. Она вязала со средней скоростью 118 петель в минуту.
  • Украинец Виталий Видаль в 2006 году связал крючком шапку диаметром два метра и имеющую окружность размером шесть метров и также попал в Книгу рекордов Гиннесса.
  • Самый большой носок связан жительницей Латвии Мариной Вороновской. Сделан он из чистой деревенской шерсти, имеет длину 5 метров и вес около 15 кг. Марине понадобилось 2,5 месяца, чтобы связать это изделие.

Вот такие фанаты вязания!

Источники:

  1. Из истории ирландского кружева: https://www.klubok-ok.com/blogs/blog/irlandskoe-kruzhevo
  2. Первая петелька или откуда пришло вязание: https://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post422206891/
  3. История развития вязания крючком и спицами в России: http://pikoclub.ru/stati/istoriya-razvitiya-vyazaniya-kryuchkom-i-spitsami-v-rossii/
  4. Википедия: Вязание крючком: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Что же зародилось непосредственно на нашей земле российской?

Может вы знаете примеры?