Давеча я просмотрел такую известную картину как "Интерстеллар".
Я видел её неоднократно, кажется раз 7 в общей сложности, но на этот раз я решил разобраться что в ней происходит и какой смысл она несёт.
На подобный приступ фильмокопания меня спровоцировал просмотр ролика о этой картине, вот ссылка на ролик, если интересно.
В ролике автор рассказывал что его смутили некоторые моменты и я вспомнил что при просмотре фильма ряд из озвученных им моментов смутил и меня, но я тогда не особо вдумывался в структуру фильма и проигнорировал эти нестыковки. Из-за этих нелогичностей, кстати, фильм автору видео (Ивану) не понравился.
Однако, наличие нелогичностей в фильме (или шире, в художественном произведении) не означает что творец (в данном случае режиссёр) глуп и сделал что-то несвязное... есть вариант и с тем, что мы не поняли логику (задумку) автора и потому произведение для нас кажется имеющим сомнительную ценность. Я предположил что смысл в Интерстелларе есть, (смысл в широком значении) но что бы его найти нужно связать все нелогичности в единую картину, сложить пазл недосказанностей и противоречий заложенный создателем.
Почему я решил что он (смысл) есть в фильме? Ну... чисто формально я этого не знаю наверняка, НО я уже несколько раз сталкивался с тем, что люди находили объяснение очень сомнительным картинам и после этого картины становились не только осмысленными, и я менял к ним отношение, а ещё и приобретали своеобразную красоту и точность изложения. Так было в моём опыте с фильмом "Чужой: Завет" и даже "Шоу Трумана", этот фильм мне правда нравился всегда, но после того как я узнал несколько иное его трактование на основе деталей фильма, он стал гораздо прекраснее. Так у меня возникло желание пересмотреть фильм Интерстеллар.
Сразу, не затягивая, скажу что считаю Интерстеллар фильмом не про путешествие к звездам и полёты в космической библиотеке, а про девочку любящую своего отца. (так как я имею малый опыт разбора художественных произведений, я могу ошибаться и потому не настаиваю, вы можете самостоятельно посмотреть фильм и обратить внимание на то, что я опишу ниже и сделать вывод, адекватна ли моя трактовка)
Важно отметить, что смысл фильма это не тоже самое что и описание его истинного действия. Часто люди путают эти понятия. Это как басни Крылова, басня может быть про мартышку и очки, но смысл который в ней заложен совсем не про мартышек и очень отдаленно связан с очками.
То, что я буду писать ниже, это описание именно истинного действия, а не смысла.
Фильм начинается с того, что мы видим рассказ воспоминаний некоторых пожилых людей о времени когда они жили на Земле, как им было тяжело в времена начала экологического кризиса (вымирания растительных культур). То есть режиссер сразу же показывает нам что текущее время это "будущее" человечества, посткатастрофа.
Далее мы погружаемся в толи воспоминание, толи просто историю, в графической форме.
Что бы не пересказывать весь сюжет я пройдусь по ключевым, как мне кажется, моментам.
Во первых, пресловутая гравитация. Суеверная девочка считает что у неё в комнате живет призрак и рассказывает об этом отцу, на что тот под давлением деда советует ей придерживаться рационального подхода. (на мой взгляд призрак кидающий вещи по комнате это банальный сквозняк + мнительность маленькой девочки)
Далее момент с важным для их семьи объектом - беспилотником - отец разрешает девочке "порулить" беспилотником, но, если присмотреться, он держит её руку и фактически управляет беспилотником сам отец, просто её рукой. В воспоминаниях о этом времени она может считать что сама управляла беспилотником, всё-таки это большое событие для ребёнка.
Теперь что касается призрака и проникновения на военную базу.
В фильме явно присутствует мистика: призрак (гравитация), шкафы в черной дыре. (по крайней мере нас пытаются всячески заставить поверить в то, что мистика есть)
Вот, как мне кажется, это можно объяснить:
-- первый намек это беспилотник, непонятно почему именно около их дома беспилотник потерял контроль (что и позволило перехватить управление им и посадить его). Замечу, что когда герои посадили беспилотник, отец семейства - Макконахи - достаёт из него что-то типа черного ящика.
У меня есть гипотеза что именно этот черный ящик он и повезёт на военную базу, для чего он связался с военными и узнал координаты куда ему ехать.
Более того, у него с собой в машине был компьютер с готовым программным обеспечением для перехвата беспилотника, а так же устройство-аксессуар подключенный к ноутбуку для удаленного перехвата.
На мой взгляд, это слегка подозрительно. Не всякий фермер возит с собой ноутбук с подходящим ПО и "радио-пушку" для взлома беспилотников... Я расцениваю это как задание Купера, от военных. Ему поручили посадить беспилотник и извлечь его черный ящик, а потом привести его им, ну или что-то подобное, а его дочь Мёрфи в силу детскости подумала что они случайно на него набрели и рассказывает нам в визуальной форме то, что она помнит: случайное совпадение и находчивость отца.
Кстати если посмотреть процесс взлома беспилотника видно что он производится на деванагари, не на английском и всё что Купер делает - нажимает кнопочку и взлом начинается... то есть всё уже подготовлено и настроено заранее. И этот момент не просто так здесь, режиссер добавил его в повествование, для него было написана последовательность действий, а так же заставка в виде программы взлома.
-- второй намек это тракторы сбившиеся с курса, которые Макконахи быстро перенастраивает на привычный режим работы, маленькая суеверная девочка, наблюдая такое и услышав от отца что он не знает почему машины ушли с курса, могла подумать что виной тому призрак, причем, могла она так подумать уже сильно позже этого проешествия. (так же это могло быть и плановое обслуживание техники отцом, ребенок об этом может не знать и посчитать что случилось что-то экстраординарное)
-- третий намек, хотя это даже не намек, а толстенная демонстрация, это пылевая буря и странный (неравномерный) свет в комнате.
По фильму, увидев эту мистику отец сказал дочери ночевать в другой комнате.
Но я думаю всё было несколько иначе: из-за пылевой бури в комнате оказалось очень много пыли и песка и ни один здравомыслящий отец не будет укладывать своего ребёнка в подобную грязь, следовательно возможны два варианта, а именно, либо уборка в этом помещении, либо передислокация. Что касается света, это вполне могут быть тени от частей торшера или частей кровати, и вообще свет там светит от нескольких источников, так что это может быть и что-то, чего мы напрямую не видим в кадре.
Далее когда девочка возвращается утром в комнату, отец уже находится там и "послание" от призрака тоже там уже написано.
Более того отец сразу говорит что это не Морзе, это "бинарный код".
Откуда он это знает? Он же даже не расшифровал его, вполне может оказаться так, что рашифровав этот бинарный код вы получите строчку по типу "тмопьилпил" которая хоть и расшифрована верно, но бессмысленна, что наведет на мысль о ложности предположения о наивной бинарности. Далее он сам же и расшифровывает этот код и получает координаты.
Якобы это призрак им что-то "сказал", но... я считаю, в продолжение предыдущей логики, что это отец, будучи имеющим техническое образование, сам зашифровал и нарисовал этот код, для дочери, возможно, что бы сделать ей небольшое приключение перед грядущим расставанием.
Когда они приезжают по координатам оказывается что это военная база и их проводят внутрь, а потом оказывается что отец уже с частью людей знаком.
Скорее всего он уже бывал там несколько раз и этот просто очередной (но это не точно).
Я думаю отцу предложили задание по которому ему придется надолго отлучится, он привез дочь показать свою "работу", познакомить с персоналом, который обеспечит связь с ним в будущем, когда они будут отправлять ему сообщения-видеозаписи.
В пользу этого говорит и ответ на вопросы о том, "как вы нашли этот военный объект?", слова отца выглядят как "отмазка", как "прикол", мол собирали металлолом и нашли военную базу, а дочурка вообще говорит что "это была гравитация" на что присутствующие умиляются. (умиляются не потому что она знает о предполагаемых гравитационных аномалиях, а от того что она серьёзная и храбрая маленькая девочка)
В итоге отец признается что узнал координаты благодаря аномалии, возможно имея ввиду аномальное поведение беспилотника и координаты в его черном ящике, а не "призрака" о котором режиссер заставляет нас думать.
Есть и много других нюансов, но я о них не пишу, так как они мелкие и не особо влияют на трактовку, достаточно и этих ключевых.
Дальше начинается снова какая-то мистика по поводу кротовых нор ведущих в другую галактику, о каких-то "НИХ" которые поместили эту нору в нашей солнечной системе и тд. Возможно только сцена прощения в доме близко к настоящим воспоминаниям. Дальше отец уезжает и начинается чистой воды сказка: кротовые норы, черные дыры, планеты с замедленным временем, комическая пурга и многомерная библиотека\спальня.
После космической библиотеки мы, как мне кажется попадаем в реальность, в настоящее время.
Последнее важное замечание - после расставания пожилой дочери и молодого отца на космической станции КУПЕР, дочь закадровым голосом рассказывает где её отца ждёт и кто именно. Вопрос, откуда она это знает? Я думаю она это знает потому, что она и есть автор этой истории и рассказывает её нам, или себе, или своему внуку (её как раз посещают дети с внуками). Она рассказывает как благодаря своему отцу стала ученым и спасла мир, что её любимы отец, не вернулся потому что погиб на задании и внуки должны его помнить и чтить не меньше чем её заслугу, ведь если бы не он, она бы не смогла решить эти уравнения
Есть ещё такой момент, когда она смотрела на сломанные часы и стрелка дергалась, режиссер "уверяет"(намекает) нас в том, что это отец передает дочери таким образом данные из черной дыры.
НО, во первых сколько он так будет передавать?
во вторых, я думаю что она просто смотрела на эти часы и вспоминала родного отца отдавшего жизнь за неё, и вдохновлялась его жертвой, пыталась сделать так, что бы его жертва была не напрасна. А дергающаяся стрела - это просто стрелка, это ни какие-то данные из черной дыры...
Хотя если быть честным... на бумаге-то она пишет "точки" и "тире" и на мой взгляд это единственная деталь которая не укладывается в моё объяснение...
В конце уточню что думаю что главный герой это не мистер Купер, а миссис Купер - дочь Мёрф (Мёрфи).
Она меняется от любви к отцу, потом к презрению и потом снова к любви, что позволяет ей справится с сложнейшей не решенной никем и никогда проблемой и спасти человечество (это даже подчеркивается специальной музыкальной темой). Это фильм о любви дочери к отцу (ну или чем-то подобном типа уважения или понимания)
Ещё небольшое замечание, в недрах черной дыры мистер Купер говорит что любовь его дочери к нему осязаема, я думаю что он имеет ввиду не то что любовь - это физическая величина из 5-го измерения, а именно часы: часы это осязаемая привязанность, она их всюду носила с собой.
Я не уверен что история Макконахи это именно рассказ, но по логике происходящего заметно что это не реальный мир, может аналогия с жизнью главной героини, может это и вовсе её воображение и в конце, перед смертью, она всё же видится с любимым отцом и он уходит, а она прощается с ним... Этот момент пока мне не особенно ясен, может я когда-нибудь разберусь с ним. Когда наберусь опыта.
П.С. в качестве дополнения хотел бы изложить интересную мысль которую я недавно надумал. В начале фильма брат Мёрфи говорит ей про "закон Мёрфи", мол она притягивает несчастья, а в конце фильма она решает физическую задачу и спасает человечество и я подумал что решение такой сложной задачи (в первую очередь физико-математической задачи) могло бы быть сопряжено с нахождением некоторого закона который вполне возможно могли бы назвать в честь неё, как и станцию (напомню что космическую станцию назвали "станция Купер"), то есть этот физический закон, связанный с решением сложнейшей задачи носил бы название "Закон Мёрфи", т.е. возможно в фильме он(закон Мёрфи) упоминается именно с такой двоякой целью и возможно я уловил какую-то отсылку... но может это просто игра разума... я не знаю, просто хотел поделиться этим наблюдением\размышлением.
__________________________________________________
Больше подобных разборов сюжетов в подборке "Исследование историй"