Найти тему
Учительская

Робот-строитель и оптимальные факторы процветания популяции отряда Collembola

Уже 8 лет в Москве реализуется проект предпрофессионального образования. Старшеклассники знакомятся с востребованными профессиями с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов, осваивают предпрофессиональные умения, необходимые для учебы и жизни. Образовательная программа на уровне среднего общего образования базируется на методе практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и работодателями, системе организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, использовании социокультурных, научных центров межрайонного совета директоров, округа, города.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

История реализации предпрофессионального образования в нашей школе начинается задолго до 10‑го класса. Начиная с 5‑го класса ученики могут определить направление своей образовательной траектории, выбрав соответствующий трек: естественно-научный, социально-экономический, технологический, гуманитарный. Ребята в рамках урочной и внеурочной деятельности изучают финансовую, математическую, читательскую, естественно-научную грамотность. Завершив обучение в треках, ребята выбирают образовательные вертикали. В школе №1601 на уровне основного общего образования реализуется 5 образовательных вертикалей: естественно-научная, математическая, ИТ-вертикаль, лингвистическая, спортивная и школьный проект «Предпринимательская вертикаль». Ученики посещают кружки по робототехнике, занимаются в школе предпринимательства, на углубленном уровне изучают такие предметы, как математика, физика, информатика, химия, биология, иностранный язык, обществознание.

В 2022 году школа №1601 стала участником двух городских проектов предпрофессионального образования: «Инженерный класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе». Данные проекты стали заключительным звеном в преемственности образовательных программ школы.

Каждый городской проект предпрофессионального образования отражен в особенностях учебных планов классов. Например, в инженерных классах на углубленном уровне изучаются математика (в объеме 8 часов в неделю), физика (в объеме 5 часов в неделю), информатика (в объеме 4 часа в неделю), включены обязательные учебные курсы «Инженерный практикум» и «Технологии современного производства». В медицинских классах на углубленном уровне изучаются биология, химия (в объеме 4 часа в неделю), включены обязательные учебные курсы «Шаг в медицину», «Первая помощь». Таким образом, учебные планы в части обязательных учебных предметов и курсов по выбору соответствуют требованиям стандарта городских проектов.

Школа №1601 при реализации городских проектов использует образовательные ресурсы межрайона, округа, города. Обучающиеся инженерных классов в политехническом колледже №8 имени И.Ф.Павлова осваивают профессию «чертежник-конструктор», а будущие медики уже получили свидетельства о профессии «младшая медицинская сестра», пройдя обучение и итоговую аттестацию в медицинском колледже №1.

На протяжении пяти лет школа №1601 сотрудничает с МИРЭА, МГЛУ, Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова, Московским политехническим университетом, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова, Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС», Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». Взаимодействие с высшими учебными заведениями помогает выстраивать научно-исследовательскую работу со школьниками. Ребята ежегодно участвуют в городских практических конференциях «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату». В этом учебном году ученики инженерного класса конструировали робота-строителя, а обучающиеся медицинских классов выясняли оптимальные факторы процветания популяции отряда Collembola в лабораторных условиях. Ребята из предпринимательского класса разбирались, как стимулировать налогоплательщиков уплачивать налоги. 13 обучающихся проектных классов стали призерами и победителями городских конференций.

Одним из главных целевых индикаторов реализации городских проектов предпрофессионального образования является участие обучающихся проектных классов в конкурсе «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». В 2022‑2023 учебном году 12 школьников стали призерами, а один – победителем данного конкурса. Конкурс состоит из двух этапов: теоретического и практического. На уроках профильных предметов ребята готовятся к теоретическим заданиям конкурса, а на элективных курсах и занятиях внеурочной деятельности отрабатываются практические навыки. Важно отметить, что грамотно выстроенная система практико-ориентированных курсов позволила добиться значительных успехов.

Школа не стоит на месте. Мы постоянно развиваемся. Став участниками двух городских проектов, управленческая команда и педагогический коллектив поставили цель – получить звание участника проекта «Предпринимательский класс в московской школе». Наши обучающиеся уже на протяжении двух лет являются участниками проекта MOS.МШУ (Молодежная школа уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве при поддержке Департамента образования и науки города Москвы). Такое масштабное практико-ориентированное мероприятие вовлекло участников в атмосферу генерирования предпринимательских идей и решений, бизнес-планирования, конкурентной борьбы. В этом году обучающиеся нашей школы стали финалистами бизнес-акселератора MOS.МШУ. Ребята участвовали в различных лекциях от топовых спикеров, семинарах, защищали собственные проекты.

Особое внимание в школе уделяется общению школьников с единомышленниками, с обучающимися других школ городских проектов. Так, например, 24 марта 2023 года в рамках ежегодного школьного фестиваля «НаукаФест 3.0» предпринимательские классы школ №152, 1409, 1454 «Тимирязевская» и нашей стали участниками деловой игры «Лига Юниор» от предпринимателя и ментора проекта MOS.МШУ, родителя ученика нашей школы Ивана Полякова. Старшеклас­сникам за два часа предстояло создать команду, которая будет приносить прибыль. Что будет продавать компания? Как обеспечить цепочку поставок? Какие методы управления персоналом надо принять? И еще десятки вопросов, которые предстояло решить будущим предпринимателям! Команды были сформированы в случайном порядке, каждой из них досталось свое направление работы: HR, PR и маркетинг, юриспруденция, дирекция, продажи и логистика. Бизнес-игра заключается в том, чтобы школьники научились работать в одном из направлений и объединять усилия всех департаментов для достижения общей цели – прибыли компании!

Таким образом, обучение в классах городских проектов предпрофессионального образования позволяет обучающимся не только углубленно изучить профильные предметы, но и выбрать дополнительные курсы, параллельно с учебой в школе освоить профессию в колледже и погрузиться в нее на экскурсиях в ведущих компаниях и организациях Москвы, встретиться с экспертами отрасли, участвовать в городских конференциях, предпрофессиональных каникулах. И все это предоставляет наша школа больших возможностей №1601!

Виктория КОЛЕСНИЧЕНКО, директор школы №1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова;
Дмитрий МЕЛЕНТЬЕВ, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».