20 мая 1498 года португальский исследователь Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, поставил свой флот на якорь в Каликуте на Малабарском побережье и стал первым европейцем, достигшим Индии морем. Это было знаменательное событие, которое привело к коренным изменениям в структуре азиатской морской торговли.
Совместные экспедиции, созданные европейскими торговцами и предпринимателями, последовали примеру Да Гамы и соперничали друг с другом за долю в межрегиональной торговле индийскими товарами в Азии. А также за удовлетворение растущего спроса на индийские товары, среди которых были предметы роскоши, который ранее доставлялись в Европу по крупицам по сложным и длинным наземным маршрутам.
Шелка и хлопок высшего качества
Португальцы отправляли в Лиссабон только высококачественные индийские ткани, такие как шелка со знаменитой вышивкой из Гуджарата и Бенгалии, а также лучшие сорта окрашенных хлопчатобумажных тканей, которые они называли пинтадо, - из Гуджарата и с побережья Короманделей.
Что касается тканей попроще, то простые хлопчатобумажные ткани, в основном использовались в бартерной торговле с Молукканскими островами (или «островами специй», как их называли) на востоке Индонезийского архипелага. Эти ткани обменивались там на мускатный орех и гвоздику, специи, которые приносили большую прибыль в Европе. На Яве португальцы обменивали индийские ткани на перец.
Текстиль и мировые амбиции
В то время как португальская торговля азиатскими товарами была связана с амбициями Португалии создать колониальную империю в Азии, европейские Ост-Индские компании, которые пошли по их стопам, были в первую очередь заинтересованы в получении прибыли.
В 1600 г. была основана Английская Ост-Индская компания; за ней в 1602 году последовала голландская Ост-Индская. Были и более мелкие компании: датская, французская и шведская.
И однозначно важную роль в деятельности этих компаний в Азии сыграла именно торговля индийским текстилем.
Уже к концу 17 века, менее чем за 100 лет своего существования, Английская и Голландская компании имели разветвленную сеть текстильных заводов вдоль всего побережья Индии.
И хотя качество большей части индийского текстиля, который голландцы отправляли в Индонезию по бартеру, было, вероятно, довольно средним, ряд индийских шелковых тканей, а также некоторые высококачественные окрашенные х/б ткани тех времен сохранились до наших дней. Их можно найти в музеях и частных коллекциях.
Несколько европейских ост-индских компаний также продавали индийский текстиль в другие регионы Юго-Восточной Азии, хотя и в довольно небольших количествах.
А что же плыло в Европу и Африку?
С третьей четверти XVII века Английская компания начала регулярно отправлять индийские ткани в Лондон, а Голландская — в Амстердам и, в Мидделбург, столицу провинции Зеландия
Текстильные грузы, доставленные в Голландскую республику в основном представляли собой простые хлопчатобумажные ткани, а также полосатые и клетчатые ткани с рисунком на ткацком станке. Они были сделаны для голландского рынка, а также для побережья Гвинеи в Западной Африке. Голландские суда перевозили эти ткани из республики в Эльмину, расположенную на территории современной Ганы, которая была основным поселением компании на побережье Гвинеи. Эти были в основном грубые ткани, в том числе так называемые Гвинейская ткань.
Окрашенные хлопчатобумажные ткани поступали в Англию и Голландию в относительно небольших количествах.
В записях Английской Ост-Индской компании эти красочные ткани, сделанные для родной страны, в основном называются ситцем, а иногда пинтадо.
И в Европе расцвели индийские цветы
Яркие натуральные красители, которые не тускнеют даже после многократных стирок, экзотический дизайн и легкая хлопчатобумажная ткань моментально сделали индийский ситец невероятно популярным в Европе. И к концу 17 века индийская ткань стала повальным увлечением, которое продлится более века.
Ситец использовался для обшивки стен и для пошива одежды, особенно женской и детской. Ситцем иногда обставляли целые комнаты.
Одной из немногих таких сохранившихся комнат является рожковая комната в знаменитом кукольном домике коллекционерши Петронеллы Дюнуа, сделанная для нее примерно в 1676 году.
Огромным успехом набивной индийский ситец пользовался и во Франции времен Людовика XIV. Упоминания о таких тканях часто встречаются во французских инвентарях и имущественных описях того времени. Например, о набойках говорится в документах кардинала Мазарини и министра финансов Фуке, а также в описи имущества матери Мольера.
Со временем набивные ткани из Индии становились все более дорогими. Во многих районах Франции и других европейских странах начали сами окрашивать и набивать рисунок на восточные хлопчатобумажные ткани, имитируя восточные орнаменты.
Так индийские цветы расцвели буквально по всей Европе, сделав набивной ситец долгосрочным и процветающим трендом, если выражаться современным языком.
Анастасия Ермакова, историк, главред "Индия Свами"