Найти тему
Про Звёзд Инфо

Гарик Сукачев: Урбанский и Лаврова в быту были несовместимы

Гарик Сукачев в театре «Современник» ставит спектакль «Убить Бобрыкина» по роману Александры Николаенко. Он выбрал этот театр не только потому, что его создавал отец его друга Михаила Ефремова – Олег Ефремов, но и потому, что здесь играла его любимая актриса Татьяна Лаврова. Актриса когда-то сыграла главную роль в дебютном фильме музыканта «Кризис среднего возраста» – одинокую женщину, ум которой помутился от неразделенной любви.

В интервью «Prozvezd» Гарик Сукачев рассказал о последних годах жизни актрисы.

- Игорь Иванович, Татьяна Лаврова сразу согласилась сыграть главную роль в вашем фильме «Кризис среднего возраста»? Говорят, она была очень сложным человеком.

– Татьяна Евгеньевна была колоссальной актрисой, легендой, а я – дебютантом. Мы встретились, поговорили, и она сказала «да». Что касается ее якобы сложного характера, мы никак его не почувствовали. Мы были молодой командой. Я пригласил друзей, близких людей – Ивана Охлобыстина, Мишу Ефремова, Женю Добровольскую... Ребенком снялась дочь Марины Левтовой и Юрия Мороза – Даша Мороз. Я видел, что Тане (мы так ее называли по ее просьбе) понравилась наша атмосфера, кураж молодости. Мне показалось, что она любила эксперименты.

– Татьяна Лаврова была очень несчастной по-человечески?

– Она была очень больной, и мы это знали. Старались ее беречь. Когда она снималась, а это было на «Мосфильме», я вызвал машину скорой помощи – на всякий случай. Разумеется, Татьяна Евгеньевна об этом не знала. К счастью, скорая не понадобилась.

– Как вы думаете: почему она, зная о своем диагнозе, не обращалась к врачам?

– Есть болезни, которые длятся долго и поддаются лечению. А есть со стремительным исходом. Мой отец сгорел как свечка. Папа был спортивным мужчиной, не пил, не курил, и раз – через полгода после диагноза его не стало. Я не знаю, что было у Тани. Человек делает сам свой выбор: лечиться или нет? Она могла спросить: «Насколько лечение затормозит исход?» Возможно, ответ врачей был неутешительным, и она не захотела проходить химиотерапию. Когда Тани не стало, мне звонили журналисты и спрашивали о ней. Оказалось, что в моем фильме она сыграла последнюю большую роль.

– В вашем фильме героиня Татьяны Лавровой с такой болью говорит об измене мужа... Актриса сама пережила измену в своей жизни. Первый муж Евгений Урбанский ей изменил.

– Урбанский – великий артист. С Татьяной Лавровой они были художниками одного уровня. На вопрос своих студентов: «Какие фильмы посмотреть в первую очередь?» – я рекомендую два: «Девять дней одного года» с Татьяной Лавровой в главной роли и «Коммунист» с Евгением Урбанским. А почему Урбанский изменил Лавровой, известно только ему... Изменил – не изменил – это жизнь. Один человек может простить, смириться, а другой – никогда. Все – разные. Надо не забывать, что людям такого дарования, как Лаврова и Урбанский, быть вместе практически невозможно. В бытовой жизни они были несовместимы.

– Не секрет, что Татьяна Лаврова вела себя, как звезда, и могла обидеть того, кто не считается с ее статусом.

Каждого известного человека можно обвинить в звездности. И про меня некоторые говорят, что «Сукачев зазвездился». Хотя это полная чушь. Возможно, с кем-то Татьяна Лаврова была высокомерной. Но со мной – точно нет. После съемок мы вместе ездили на фестиваль «Кинотавр» в Сочи. Мне удалось довольно много общаться с ней, и тогда я увидел ранимого, беззащитного, нежного человека. Без кожи.

– В последние годы Татьяна Лаврова не играла в театре и мало снималась в кино. На ваш взгляд, она до конца реализовала свой талант?

– Разумеется, нет. Да, с ней работали самые знаменитые театральные режиссеры, она играла в лучших спектаклях. Не думаю, что причина невостребованности Лавровой после 40 лет в ее характере. Дело в том, что главные героини – преимущественно до 40 лет. Приглашать Татьяну Лаврову на второстепенные роли – глупо. У Инны Чуриковой были роли до конца жизни, но у нее был муж – режиссер, который снимал ее и ставил с ней фильмы. К тому же Татьяна Лаврова была человеком с загадкой, тайной и играть простушек, дурочек вряд ли могла.

– Ее считали роковой женщиной. Она разбила много мужских сердец. Поэт Андрей Вознесенский – один из них. Почувствовали ли вы в ней эту особинку?

– Еще бы! Если бы я тогда был моложе на 20 лет (улыбается), то сделал бы все, чтобы покорить Татьяну Лаврову. Кстати, еще неизвестно, кто бы разбил сердце: она или я? Скорее всего наши сердца были бы разбиты обоюдно. Объяснить ее загадку невозможно. Она – необыкновенно притягательная женщина. Она ничего не делала для того, чтобы притягивать мужчин и вообще людей. Замечу, что она была очень нежной, очень хрупкой. В ней ощущался какой-то надлом. Серьезный надлом. Женщина создана для любви и нежности, а тем более такая волшебная, как Татьяна Лаврова. На мой взгляд, нежности от мужчин ей как раз не хватило.

– В чем проявлялась ее нежность?

– В отсутствии грубости, шума, защитных реакций. Она говорила очень тихим голосом. Будто ручеек журчал. Тихо-тихо, нежно-нежно. Мы много с ней беседовали на разные темы. Помню, сидели на балконе гостиницы «Жемчужина» в Сочи (на фестивале «Кинотавр») часа четыре и говорили обо всем на свете. Она зашла за мной в купальнике, чтобы идти на пляж, и мы так и не смогли выбраться из номера.

Точно помню об Олеге Дале и немного об Андрее Вознесенском. Татьяна была женой Олега Даля и музой Андрея Вознесенского. Еще говорили о Владимире Высоцком. Для меня личность Высоцкого всегда имела огромное значение, и я расспрашивал ее о нем. Но это было еще в XX веке. Дай мне еще постареть лет на 20, и я точно все вспомню (улыбается).

– Татьяна Лаврова ощущала себя красивой женщиной?

– На мой взгляд, она – необыкновенно красивая женщина. Думаю, что красивые люди всегда знают, что они обладают этим даром. Но я бы назвал ее красоту трагической. Я не лез в ее душу.

– Она много лет ра- ботала с Олегом Ефремовым. Как она относилась к Михаилу Ефремову, который тоже снялся в вашем фильме?

– Прекрасно. У нее тоже был сын. Знаю, что у нее были сложные отношения с сыном, но она обожала детей. И к Мише во время съемок она относилась по-матерински.

– И все-таки, если предположить, что Татьяна Лаврова и Андрей Вознесенский поженились бы?

– Тогда не было бы романса, да и спектакля «Юнона и Авось». Он весь строится на этой трагической невозможности: «Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни, возвращаться – плохая примета... я тебя никогда не забуду». У Тани были вот такие глаза, как «карие вишни»

Ирэна ГОЛСИ

Татьяна Лаврова умерла 16 мая 2007 года. Внезапно почувствовала себя плохо, обратилась в больницу. Сначала врачи подозревали проблемы с сердцем, но они не подтвердились. Позже выяснилось, что у артистки запущенная форма бронхита, пневмонии, также было подозрение на рак желудка. Общее состояние ее было истощенным, она умерла в возрасте 68 лет, похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.