На днях, в рамках обсуждения защиты Крыма от циклонов, засухи и наводнений, учёные предложили вернуться к так называемому Сталинскому плану по преобразованию природы. Непонятно, почему советские СМИ так назвали Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». На наш взгляд, это скорее был План по интеграции с природой. Что сделать, чтобы природа, используя свои возможности по саморегуляции и самоподдерживанию, сделала климат более мягким для человека.
По этому плану предполагались разумная запроектированная система лесополос — многорядных зелёных насаждений определённых пород, специальным образом продуманная, исходя из ландшафта всего Советского Союза, внедрение травопольных севооборотов, строительство водохранилищ, прудов и других водоёмов. Не имеющая аналогов в мировой практике пятнадцатилетняя программа научного регулирования через взаимодействие с природой, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов и лесоводов, предполагала создание лесозащитных полос общей протяжённостью свыше 5300 км, на полях колхозов и совхозов - защитных лесонасаждений общей площадью 5709 тысяч га, а в самих колхозах и совхозах - более 44 тысяч прудов и других водоёмов.
Предполагалось таким образом смягчить климат в засушливых регионах, противодействовать опустыниванию, сохранить имеющиеся водные ресурсы и поднять урожайность зерновых для полного продовольственного обеспечения не только жителей СССР, но и значительной части мира. На основании научных знаний и опытных работ, в том числе академика ВАСХНИЛ Высоцкого, который изучал влияние леса на гидрологический режим и впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем, исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей, и был принят этот грандиозный план.
Планировалось также высадить более 4 млн. га саженцев для восстановления леса, уничтоженного Великой Отечественной войной и нерадивым хозяйствованием в довоенный период, а также существенно разнообразить флору и фауну. Лесозащитные полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров - суховеев. Помимо лесных защитных полос высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках с целью их закрепления.
Однако через 5 лет в связи со смертью Сталина Хрущёв остановил реализацию этого Плана. Более того, часть лесополос и водоёмов были ликвидированы.
Как следствие, в 1962 г. была зафиксирована экологическая катастрофа, связанная с эрозией почв на целине, пошли неурожаи, и СССР впервые после достижения продовольственной самодостаточности (конец 1930х) начал покупать зерно за золото.
В настоящее время ещё оставшиеся защитные лесополосы зарастают кустарником и теряют свои защитные свойства. Бывшие совхозные и колхозные леса стали бесхозными. Что-то активно вырубается под городские и котеджные застройки, что-то гибнет в пламени ландшафтных пожаров. Действующий Лесной кодекс не охватывает эти леса, они не находятся ни под какой законодательной защитой. Само лесное хозяйство сегодня всецело повёрнуто на обеспечение лесной промышленности. Наука толком не финансируется, лесное образование разрушено. Само лесоразведение сведено до минимума. А глобальных экологических функций лесов как будто и не существует в природе.
Между тем изменения климата налицо. И только взаимодействие человека с природой, содействие ей в осуществлении своего регулирующего и самоподдерживающего функционала поможет человечеству выжить, сохранить окружающую среду, пригодной для его комфортного существования.
И мысли о том, что необходимо вернуться к идее нового государственного Плана взаимодействия с природой с целью предотвращения опустынивания, сохранения водных ресурсов и комфортной окружающей среды, более чем актуальны. И этот государственный план должен быть максимально полным, основан на научных работах отечественных лесоводов, гидрологов, агрономов, климатологов, экспертов в смежных областях, и его сердцевиной должны стать глобальные экологические функции естественных экосистем, прежде всего лесных. А за базу, от которой возможно отталкиваться, действительно можно было бы взять Сталинский план 1948 года.