Россия славится своими выдающимися людьми, одни из которых хорошо известны, а другие только начинают получать признание. Леонид Минов - один из таких людей, и его вклад в развитие Красной Армии огромен.
Детство Минова прошло в Двинске, который в то время находился в Витебской губернии, а сейчас входит в состав Латвии и называется Даугавпилс. Он получил хорошее образование, но война изменила многие его планы.
Поскольку Двинск был прифронтовым городом, Леонид часто наблюдал за работой авиации, и именно тогда зародилась его мечта - подняться в небо. Путь к ее осуществлению был несложным.
В 1916 г. Леонид Минов поступил в пехоту и впоследствии отличался примерной успеваемостью, что позволило ему быть направленным в полковую разведку.
В это же время ему стали близки идеи большевиков, и он вступил в РСДРП (б). В этом качестве он участвовал в революции и гражданской войне. Именно в годы гражданской войны начался путь Минова в небо. Как опытный разведчик, он был направлен в школу военных летчиков-наблюдателей, которые фактически являлись летчиками-разведчиками.
Небо и дипломатия
Летчикам еще не доверяли управлять самолетами, но для Минова это было нечто. После польской кампании его направили в летную школу, сначала в Зарайске, а затем в Москве. К сожалению, самолетов для выпускников авиашкол не хватало.
Военный авиапарк страны был старым, изношенным и крайне малочисленным. Красный воздушный флот нуждался в обновлении, и военному летчику Минову пришлось перейти на другую работу.
В 1925 г. Леонид Григорьевич был назначен военным атташе и направлен в Париж для ведения переговоров с французскими фирмами о продаже Советскому Союзу самолетов и запасных частей к ним. Выбор пал на Францию, так как в ней была хорошо развита авиационная промышленность, а значительная часть авиапарка русской армии состояла из французских машин.
Прибыв на место, Леонид Григорьевич вскоре обнаружил на складах французской фирмы "Рон" тысячи устаревших авиационных двигателей.
Устаревшими они были потому, что были сделаны для самолетов времен Первой мировой войны и уже не годились для более современных самолетов. Однако для молодой советской страны эти двигатели были большим благом.
Вот тут-то и проявилась инициатива Леонида Григорьевича. Он договорился с предпринимателями, и те смогли избавиться от своего устаревшего товара, продав его практически за бесценок, по цене металлолома. Эти моторы стали большим подарком для Красного Воздушного Флота, позволившим не только оснастить имеющиеся машины, но и создать новые самолеты.
Минов, будучи специалистом в своей области, обратил внимание на недостаточную защищенность летчиков, летавших без парашютов. Чтобы спасти их жизнь и здоровье, он предложил сделать парашюты обязательными для летчиков. Однако это предложение не было принято руководством военной авиации, так как парашюты были новым изобретением и в советской стране не было накоплено большого опыта.
Для устранения этого недостатка Минов был командирован в США. Он побывал в производственных цехах компании "Ирвинг", узнав все подробности о производстве парашютов. Но одно дело - знать, как они делаются, и совсем другое - уметь ими пользоваться. Американские испытатели в шутку предложили Минову совершить прыжок, не понимая, кому они это предлагают!
Минов, не раздумывая, согласился. После непродолжительной подготовки он совершил свой первый прыжок. На следующий день он подтвердил свой опыт, совершив еще один прыжок. Американцы, как они себя называли, были впечатлены и пригласили Минова принять участие в соревнованиях по парашютному спорту.
Согласно правилам, идеальным прыжком должно было стать попадание в круг радиусом 35 метров. С высоты 400 метров ему удалось приземлиться на край круга, что принесло ему почетное третье место и диплом парашютиста.
Одновременно он вел переговоры о покупке нескольких партий парашютов и передаче американцам лицензии на их производство в СССР. С помощью тех же американцев в Советском Союзе были построены парашютные фабрики и начат выпуск собственного шелка. Леонид Минов видел в этом один из этапов своей деятельности.
Затем он переключил свое внимание на обучение личного состава авиационных частей применению парашютов. Вскоре он получил необычную просьбу: подготовить группу красноармейцев, умеющих прыгать с парашютом.
За короткое время Минов и его помощник Мошковский подготовили 10 человек. 2 августа 1930 года они прыгнули с тяжелых бомбардировщиков ТБ-1.
Всего было задействовано три самолета: один для выброски груза, а два других несли парашютистов. Руководителем был Минов, одна группа десантников была под его командованием, другая - под командованием его помощника Мошковского. С этого момента 2 августа стало известно как день рождения Воздушно-десантных войск.
Работа в Осоавиахиме
В очередной раз перед Миновым была поставлена важная задача. Учитывая высокий интерес подрастающего поколения к военно-прикладным видам спорта, необходимо было создать программу в этой области.
В 1933 году Леонид Григорьевич был переведен из вооруженных сил в Управление Осоавиахима, чтобы обучать молодежь полетам в аэроклубах, в том числе и с парашютом. Такой подход очень помог Советскому Союзу во время нападения на него фашистской Германии.
Аресты и оправдания
Политические репрессии существенно мешали ходу дела. Руководство Осоавиахима было арестовано и частично ликвидировано. На допросах задержанные давали показания против Минова, но его почему-то отпустили. За ним пришли в июле 1941 года, когда страна уже находилась в состоянии войны.
Удивительно, но приговор был мягким: 7 лет тюрьмы и 7 лет ссылки. Комбриг Минов отбыл весь срок и был освобожден только после смерти Сталина. Награды и звания были возвращены ему только после 20-го съезда партии, на котором Н.С. Хрущев подверг резкой критике действия Сталина.
Понятно, что после всего, что с ним произошло, Леонид Григорьевич уже не мог заниматься всесоюзными делами. Но в столице о нем помнили, предоставив ему возможность заниматься любимым делом. Ему предложили должность председателя Московской федерации авиационного спорта. Земная жизнь Минова закончилась в январе 1978 года.