Найти тему

Почему все вокруг говорят не то, что думают, а то, что принято говорить? Как мы лжём себе и другим, когда отвечаем на вопросы

Оглавление

Было ли у вас такое, что вы читали результаты социологических опросов и удивлялись тому, что, видимо, нас окружают только образованные, рассудительные, знающие и следящие за своим здоровьем люди? А может вы сами когда-нибудь думали, что вы лучше, чем большинство других, и что вам не грозят никакие неприятности или риски?

Большинство из нас подвержены двум психологическим феноменам, которые искажают восприятие себя и других: социально-желательному ответу и оптимистическому смещению. Эти феномены могут влиять на то, как мы оцениваем свои способности, достижения, мнения и эмоции по отношению к другим людям, а также на то, как мы принимаем решения и действуем в разных ситуациях.

В этой статье мы рассмотрим, что такое социально-желательный ответ и оптимистическое смещение, как они работают в нашей голове, какие последствия имеют для нашего благополучия и поведения.

Меня зовут Аделя Хайдарова. Я занимаюсь стратегическим консалтингом, упаковкой личного бренда и его монетизацией в социальных сетях, делаю запуски под ключ. Во всех проектах беру на себя полную ответственность за результат, с нуля выстраиваю весь цикл продаж (чаще всего на холодном трафике). И в конце этой статьи я тоже буду продавать, так что будьте готовы 😉

Что такое социально-желательный ответ и зачем мы его даём

Социально-желательный ответ – это тенденция отвечать на вопросы таким образом, чтобы произвести хорошее впечатление на других или соответствовать социальным нормам.

Это тип ответного смещения, который может возникать при проведении социологических или психологических исследований с использованием самоотчетов. Самоотчеты – это методы сбора данных, при которых участники исследования сообщают о своих мыслях, чувствах или поведении без наблюдения или проверки со стороны исследователя.

Примерами самоотчетов являются анкеты, опросы, интервью или дневники.

Социально-желательный ответ может приводить к тому, что участники исследования завышают или занижают частоту или интенсивность тех или иных явлений в своей жизни. Например:

  • Люди могут завышать частоту своего занятия спортом, чтения книг или выполнения домашних заданий.
  • Люди могут занижать частоту своего употребления алкоголя, курения или просмотра телевизора.
  • Люди могут завышать интенсивность своих положительных эмоций, удовлетворенности жизнью или самооценки.
  • Люди могут занижать интенсивность своих отрицательных эмоций, стресса или депрессии.

Социально-желательный ответ может быть вызван разными причинами. Одной из них является желание произвести хорошее впечатление на исследователя, интервьюера или других участников исследования.

Люди могут бояться быть осужденными, раскритикованными или отвергнутыми за свои реальные ответы, поэтому они стараются дать такие ответы, которые будут соответствовать ожиданиям или стандартам других.

Другой причиной может быть желание соответствовать социальным нормам или ценностям, которые приняты в обществе или группе.

Люди могут не хотеть выделяться из толпы, нарушать правила или идти против общепринятого мнения, поэтому они стараются дать такие ответы, которые будут согласованы с доминирующими взглядами или поведением. Это называется социальной конформностью (подчинением социальному давлению).

Что такое оптимистическое смещение и зачем мы его делаем

Оптимистическое смещение – это тенденция переоценивать вероятность положительных событий и недооценивать вероятность отрицательных событий в своей жизни.

Это тип когнитивного смещения, который влияет на наше восприятие рисков и возможностей. Оптимистическое смещение проявляется в том, что мы думаем, что мы менее подвержены негативным событиям и более подвержены позитивным событиям, чем другие люди.

Оптимистическое смещение может приводить к тому, что мы нереалистично оцениваем свои шансы на успех или неудачу в разных ситуациях. Например:

  • Многие могут думать, что они имеют больше шансов выиграть в лотерею, получить повышение по службе или найти свою любовь.
  • Или что они имеют меньше шансов заболеть раком, развестись или попасть в аварию.

Это происходит по причине того, что люди не хотят думать о неприятных или страшных вещах, которые могут случиться с ними, поэтому они стараются игнорировать или минимизировать риски и фокусироваться на возможностях. Это называется мотивированным искажением восприятия.

Мотивированное искажение – это тенденция интерпретировать информацию таким образом, чтобы она соответствовала нашим желаниям, целям или ожиданиям.

Какие последствия имеют социально-желательный ответ и оптимистическое смещение для нашего благополучия

Социально-желательный ответ и оптимистическое смещение могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для нашего благополучия и поведения. С одной стороны, они могут помогать нам поддерживать наше самочувствие, самоуважение и мотивацию. Они могут также помогать нам адаптироваться к сложным или стрессовым ситуациям, справляться с неопределенностью или риском, преодолевать трудности или противостоять давлению.

С другой стороны, они могут приводить к тому, что мы будем иметь нереалистичные или ложные представления о себе и других, что мы будем принимать неверные или опасные решения и действия, что мы будем упускать из виду важные факты или возможности, что мы будем конфликтовать с теми, кто имеет другое мнение или позицию.

Например:

  • Социально-желательный ответ может помочь нам создать хороший имидж перед другими людьми, получить их одобрение или поддержку, почувствовать себя принятыми или уважаемыми.

    Однако он может также помешать нам быть честными с собой и другими, признавать свои слабости или ошибки, учиться на своем опыте или обратной связи.
  • Оптимистическое смещение может помочь нам сохранять позитивный настрой, верить в свои возможности и цели, действовать с уверенностью и энтузиазмом.

    Однако он может также помешать нам адекватно оценивать реальность, учитывать все факторы и последствия, готовиться к непредвиденным ситуациям или проблемам.

Как избежать этих психологических ловушек и быть более реалистичными и честными с собой и другими

Если вы осознали, что вы подвержены социально-желательному ответу и оптимистическому смещению, и хотите избавиться от них, то у вас есть шанс улучшить свое восприятие себя и других. Для этого вам нужно сделать несколько шагов:

  • Признайте свое смещение. Не стесняйтесь говорить: "Я могу ошибаться", "Я могу быть предвзятым", "Я могу быть необъективным".
  • Проверяйте свои ответы. Не довольствуйтесь первым или самым удобным ответом, который приходит вам в голову. Проверяйте его на достоверность, логичность и последовательность. Сравнивайте его с другими данными, источниками или мнениями.
  • Будьте критическими и творческими. Не следуйте за толпой или авторитетами. Не поддавайтесь эмоциям или стереотипам. Не используйте упрощения или обобщения. Думайте самостоятельно и оригинально. Ищите альтернативы и решения.

Эти шаги помогут вам избежать психологических ловушек социально-желательного ответа и оптимистического смещения и быть более реалистичными и честными с собой и другими.

Не обманывать себя - самое главное. Ведь провернуть это с самим собой гораздо проще, чем с кем-либо ещё.

А потому нам жизненно необходимо потреблять много информации, критически её анализировать и интегрировать в существующую "систему знаний". А это совсем не просто :)

Специально для тех, кто дочитал эту статью до конца, у меня есть подарок: бесплатный доступ на три дня к мини-курсу по продажам на сверхвысокий чек через консультации “NEW MONEY”: https://t.me/adele_salebot

Аделя Хайдарова, NEW MONEY

Программа рассчитана на интенсивный формат работы. Всего три дня активной практики помогут вам сформировать понимание целой индустрии продаж. Каждый день вы будете получать новую порцию полезной информации и практических заданий. Вас ждёт:

— Анализ рынка фриланса в 2023 году и рекомендации по дальнейшей стратегии развития для экспертов.

— Пошаговый сценарий продающей консультации, позволяющий переходить к презентации своих предложений без страха озвучить ценник или получить отказ;

— Разбор затыков и белых пятен, из-за которых вы теряете деньги каждый год.

Количество мест ограничено! Переходите по ссылке прямо сейчас и вступайте в новую эру своей жизни – эпоху NEW MONEY:

https://t.me/adele_salebot