Своё название эта птица получила в те давние времена, когда такой науки, как орнитология, ещё не существовало, а людей пугало всё непознанное и таинственное, особенно бодрствующее по ночам.
Дурную славу тогда имели совы. Не остались без внимания и странные птицы, в сумерках сопровождавшие стада коз и коров. Они кружили вокруг копытных, пролетали у них под брюхом, сидели на земле в районе вымени... Словом, вели себя крайне подозрительно. «Так вот куда девается молоко наших коз!» — решили крестьяне, назвали птицу «козодоем» и объявили её вредителем.
Это название, основанное на ошибочном народном мнении, было зафиксировано в «Естественной истории» Плиния, откуда затем перекочевало в «Систему природы» Линнея.
А на самом-то деле козодои весьма полезны и уничтожают гнус, досаждающий скоту. За этим они и прилетают к стадам.
Русское название козодоя — калька с латинского «Caprimulgus» («Capra» – «коза», «mulgere» – «доить»). А вот английское название у него нормальное — «Nightjar», что приблизительно переводится как «дребезжащий в ночи». Дело в том, что песня козодоя похожа на урчание моторчика. Некоторых козодоев на английском языке называют «Nighthawk» — «ночной ястреб», что и вовсе почётно и благородно.
Есть у козодоя и другие русские названия, лучше отражающие его суть, да вот беда, тоже не особо благозвучные — «дремлюга» и «чурилка».
Хотя нашему, европейскому, козодою ещё повезло. Одного его тропического кузена назвали куда как интересней — сатанинским, или дьявольским козодоем (Eurostopodus diabolicus)! Видимо, причиной тому послужил его крик, немного напоминающий демонический смех.
Если вам понравились козодои, приглашаю в свою группу о ночных птицах вконтакте.