В прошлый раз мы написали свою первую программу на java. Как мы уже знаем, составляющей единицей программы является класс. Сегодня мы изучим устройство такого класса. Класс объявляется с помощью ключевого слова class. Основные конструкции, входящие в класс, и которые мы сегодня изучим – это методы, переменные, операторы и комментарии. Все то, что находится между фигурными скобками {} называется телом класса. Как мы видим, ключевому слову class предшествует слово public, которое является модификатором доступа. Вспоминаем, открыто или закрыто наше здание для других.
Основной конструкцией класса является метод, где в основном и выполняется код программы. Метод также может иметь модификаторы доступа. Они могут возвращать значение, а могут не возвращать. Ключевое слово void говорит нам о том, что метод не возвращает никаких значений. Далее следует название метода и пустые скобки – если метод без параметров. Если же есть параметры, то они записываются внутри скобок. Весь код метода заключается в фигурные скобки и называется телом метода. Структура метода java наглядно продемонстрирована на иллюстрации выше.
Несколько слов о методе main, который используется в нашей программе. Это системный метод с которого начинается выполнение программы на java. Он обязательно должен присутствовать в каждой программе. Исключение составляют апплеты, где выполнение кода происходит немного иначе. Ключевое слово static говорит о том, что метод статический и поэтому его можно вызывать без создания объектов.
Переменные в java – это кирпичики программы. На них нужно остановиться более подробно. Прежде чем использовать наши «кирпичики» в программе их необходимо объявить. Объявление переменной всегда предшествует ее использованию. В ее объявлении указывается тип данных, с которыми будет работать и само название переменной. К типам данных относят:
int целые числа
double с плавающей точкой … и т.д.
Если в объявлении переменной присваивается какое-то значение, то это называется инициализацией.
ВАЖНО понять, как работает знак «=» в java. Его функция заключается в присваивании переменной какого-либо значения. Например:
int per=6;
значение 6 присваивается/записывается в переменную «per». Проще говоря, все что находится справа от знака «=» записывается в переменную в левой части. И еще один пример:
int per=2;
int a=2+per*2;
a=per;
Какое значение в переменной «a»? Правильно, «2».
Обратите внимание, что ключевые слова типа данных (int, double....) используется только в объявлении переменных.
Однотипные переменные можно объявлять разными способами:
1-ый:
int a;
int d;
int cek;
2-oй способ через запятую:
int a,d, cek;
Естественно, второй способ использовать предпочтительнее, так как код будет короче, а значит меньше памяти будет занимать.
Операторы в java разделяются точкой с запятой. Следующие выражения будут являться операторами:
int x=1*4+a;
System.out.println();
double c;
Если в программе используется больше одного оператора, связанные логически между собою, то такая конструкция заключается в фигурные скобки.
Для того, чтобы свободно ориентироваться в многочисленном коде программы, предусмотрены комментарии. Они бывают однострочные, многострочные и документирующий.
Каждая строка однострочного комментария должна начинаться с символов //
Многострочный комментарий java начинается с символов /* и заканчивается символами */
Документирующий комментарий выделяется символами /** и */. С помощью утилиты javadoc из программы извлекается полезная документация.
Подведем итоги. Мы рассмотрели строение простой программы. Изучили методы, операторы и комментарии. Подробно остановились на переменных.
Анонс. В следующей статье подробно познакомимся с ключевыми словами java и типами данных.