Найти тему
Анатолий Цыганков

Иностранный агент борется со своим статусом

Иностранный агент Г. Чентемиров - слева. Справа - журналист Е. Белянчиков, не иностранный агент.
Иностранный агент Г. Чентемиров - слева. Справа - журналист Е. Белянчиков, не иностранный агент.

Бывший председатель Союза журналистов Карелии Георгий Чентемиров* по собственной охоте переехал на постоянное жительство в Норвегию и семью туда свою перевёз. Дело, как говорится, хозяйское. Жизненный выбор его правильно назвать политическим. Чентемиров был против политики, проводимой президентом России Владимиром Путиным на Украине и с разной степенью профессиональной сдержанности писал об этом. Самый громкий его антипутинский пост, если я не ошибаюсь, опубликовал он уже, выехав за рубеж.

В принципе журналист Чентемиров мог бы и дальше работать в России, его сложно назвать политическим оппозиционером, хотя предпочитал он критические темы для своих публикаций, что, впрочем, нормально для социально ориентированной журналистики.

Не станем погружаться в мотивы переезда его за рубеж. Скажем лишь, что работа Чентемирова корреспондентом в норвежском печатном периодическом издании на русском языке подвела его к статусу иностранного агента. Минюст России таким образом маркировал его, требуя при любых публичных упоминаниях фамилии Чентемирова в российских СМИ обязательно указывать, что он имеет статус иноагента.

Для журналиста работающего в Норвегии в этом требовании нет ничего значимого, а тем более вредящего ему. Напротив, читатели русскоязычного журнала, где трудится Чентемиров, наверняка даже с большим интересом отнесутся к публикациям автора, которого в России преследуют как иностранного агента. Но Г. Чентемиров взялся оспаривать в судах свой российский статус иноагента. До сих пор все прошедшие судебные инстанции отказывали ему в отмене его статуса иностранного агента. На днях Верховный суд Карелии поддержал решение суда первой инстанции, то есть согласился с тем, что нет юридических оснований для снятия с Чентемирова иноагентного статуса. Не исключено, что и это решение норвежский журналист Чентемиров оспорит.

Такое его упорство может о двух вещах свидетельствовать. Либо Чентемиров таким незамысловатым способом расширяет свою профессиональную известность в медиа Норвегии. «Корреспондент борется с государственной машиной в России», - согласитесь, это звучит убедительно, ведь так же? Либо он всё же не исключает своего возвращения на Родину в каком-то отдалённом будущем и потому на всякий случай бьётся за своё доброе журналистское имя. Возвращаться с чужбины российским иностранным агентом совсем как-то дурно выглядит.

А кроме того, своими судами в Карелии Чентемиров напоминает бывшим российским коллегам о своём существовании, иначе бы давно уже забылся за ненадобностью. А тут поводы информационные даёт. Вот и я о нём вспомнил.

Анатолий Цыганков

* - признан иностранным агентом в России.