Найти тему
КиноманИаК

3 знаменитые роли Бобкэта Голдтуэйта (тот самый Zed из "Полицейской академии")

Американский актер и комик Бобкэт Голдтуэйт относится к той категории людей, кого первая большая роль буквально обессмертила: он стал одним из наиболее ярких и запоминающихся персонажей франшизы "Полицейская академия", хотя по факту снимался всего в 3 частях из имеющихся на сегодняшний день 7 фильмов. Кажется, что он снялся в нескольких картинах и исчез с большого экрана, уйдя в небытие. Однако, до своего первого киноопыта Бобкэт был признанной звездой комедийной сцены, выступая вместе с Робином Уильямсом, а в 90-е больше ушел в режиссуру. Предлагаю сегодня поговорить об этом прекрасном и веселом актере.

Роберт Френсис Голдтуэйт родился, как он сам говорит, в католической семье рабочего класса" в Нью-Йорке. Комедийный талант у него проявился еще в раннем детстве, в школе Роберт был местной знаменитостью и свои первые попытки выступлений на публику начал предпринимать еще в школе с 15 лет. Там же он подружился с Томом Кенни (актер озвучивания, которому принадлежит голос того самого "Губки Боба"), вместе после окончания школы они собрали труппу комедиантов Generic Comics и начали давать целые представления в нью-йорских клубах. Молодые дарования быстро заметили, началось сотрудничество с писателем-сатириком Мартином Олсоном, с которым чуть позже Роберт (уже взявший псевдоним Bobcat - Рысь) подготовит материал для своих первых сольных выступлений.

-2

Самое начало 80-х годов - эра телевидения, когда появление на голубом экране могло стать толчком к славе, и Голдтуэйт при первой возможности этим воспользовался. Два его выступления - «Вечер с Бобом Голдтуэйтом - Делюсь теплом!» и «Боб Голдтуэйт - он такой все время?» - показали по телевидению, после чего комедиант проснулся по-настоящему знаменитым. Многим нравилась его смесь откровенно политической сатиры с черным юмором "на грани". У Бобкэта началась череда звездных выступлений и коллабораций, так, одним из его постоянных партнеров по сцене был Робин Уильямс, который также начинал как комик и в начале 80-х был признанной звездой жанра. Кроме того, он уже активно покорял голливудские подмостки, снявшись сразу в главных ролях в картинах "Попай" (1980) и "Мир по Гарпу" (1982). Уильямс заразил нашего героя идеей сняться в кино, благо, что популярность Боба уже позволяла найти ключ к закрытым дверям голливудских продюсеров. Уже в 1984 году он снялся в небольшой роли в картине "Ответный удар", мрачной ленте о противостоянии США и СССР, но фильм не имел успеха. Зато следующий, 1985-й год изменил все.

-3

1. "Полицейская академия", части 2, 3 и 4 (1985-1987). После оглушительного успеха в прокате первой части "Полицейской академии", продюсер и создатель франшизы Пол Маслански понял, что надо "ковать железо, пока горячо", в связи с чем быстро запустил в работу сиквел, который следовало подготовить в короткие сроки. Но проблема первой части была в том, что саму парадигму - "рекруты полиции в учебке попадают в нелепые ситуации" - уже использовать проблематично и надо что-то менять. Учитывая настоящий всплеск уличного насилия и разбоя в США в начале 80-х, было принято решение развивать франшизу в этом направлении, о борьбе недавних кадетов с преступностью, но сделать это в максимально сатирическом формате. На роль бескомпромиссного лидера банды вывели инфантильного психопата Зеда, однако, сценаристы столкнулись с проблемой "правильного актера": любой неудачный выбор, слишком серьезный или наоборот слишком шутовской вариант могли бы свести на "нет" всю задумку. Но на кастинг пригласили одним из первых Бобкэта, который своими импровизациями покорил продюсеров, его утвердили на главную роль. Кроме того, Бобкэт посоветовал немного расширить роль владельца магазина светильников Свитчака и пригласил на эту роль своего хорошего друга Тима Казурински.

-4

Это было удачнейшее попадание. Дуэт Зеда и Свитчака придал франшизе новое дыхание и отличных комедийных персонажей, хотя во 2-й части Зед является условно отрицательным героем. 2-я часть не понравилась критикам (29% положительных рецензий), однако, зрители были в восторге: при бюджете в 8 миллионов долларов лента взяла в мире 115 миллионов. Это был настоящий успех, а сама 2-я часть даже попала в 10-ку самых кассовых картин года. Многие зрители отмечали персонаж Зеда как один из самых значимых в ленте, да и условное противостояние со Свинчаком зрителям также понравилось. Тем не менее, сборы фильма просели в сравнении с оригиналом.

Пол Маслански решил франшизу вернуть в первоначальное русло: все действие снова было в полицейской академии, куда поступали новые рекруты, среди которых были уже знакомые зрителю персонажи Бобкэта Голдтуэйта и Тима Казурински. Вышедшая в 1986 году 3-я часть тоже стала зрительским хитом при откровенно плохих оценках критиков. Но эта лента - настоящий бенефис Зеда, который наконец-то в каноне франшизы закрепился как положительный герой. Здесь он шутит, кривляется и балагурит так активно, что наиболее смешные моменты связаны именно с его персонажем. И это также понравилось зрителям, благодаря чему фильм при бюджете в 12 миллионов собрал в мировом прокате свыше 107 миллионов долларов.

-5

Вышедшая спустя еще 1 год 4-я часть пыталась найти новое направление развития, но по факту показала начинающийся кризис идей франшизы. Лента не сосредотачивалась на конкретном герое, каждый из которых будто играл определенную роль. Тот же Зед в фильме появляется в нескольких веселейших сценах вроде "поэтического вечера", но это больше смотрится как попытка разнообразить общее уныние ленты. 4-я "Академия" показала, что зритель уже начал уставать от франшизы, а ничего нового создатели предложить не могут. Фильм растерзали критики (на RT рейтинг картины 0%), он получил несколько номинаций на "Золотую малину", хотя и взял 76 миллионов долларов в мире при бюджете в 17 миллионов. Но так как кризис очень чувствовался, ряд актеров поспешили покинуть франшизу. Ушел Стив Гуттенберг, а за ним и Бобкэт Голдтуэйт. Тим Казурински был не против сниматься дальше, но без Зеда его герой терялся, поэтому продюсеры быстро убрали его персонажа Свитчака. Однако, Голдтуэйт не остался без работы: компания Уорнер Бразерс увидела в нем потенциал и решила попробовать дальше раскручивать талантливого актера.

-6

2. "Удачное наследство" (1988). Этот фильм у нас больше известен благодаря показам на телевидении, однако, в США почти сразу оказался забыт, хотя у ленты потенциал был. Сама история молодого инвестиционного брокера, чей жизненный хаос нарушается появлением доставшегося ему в наследство умного говорящего коня (озвучивал Джон Кенди) находилась в производственном аду еще с начала 80-х. Продюсеры студии Уорнер Бразерс предлагали этот сценарий Тиму Бертону, однако, он отказался. Скрипт переписали и сократили бюджет, пригласили малоизвестного режиссера Майкла Диннера, а на главную роль взяли Бобкэта Голдтуэйта. Проблема в сценарии вскрылась сразу. Джон Кенди отказывался идти по сценарию и больше занимался импорвизацией, этому же примеру последовал и Бобкэт. Сюда же он притащил на одну из ролей своего друга Тима Казурински. Конечно, для Бобкэта ставки были высоки: по сути, это первая главная роль в большом студийном фильме. Но это тот случай, когда ставка не сыграла. После плохих показов, где актерские импровизации двух главных звезд фильма не оценили, из ленты вырезали ряд сцен, перенесли релиз и наконец-то выпустили в конце августа 1988 года.

-7

Хотя август считается неплохим месяцем для комедийных релизов, все пошло по худшему сценарию: при бюджете в 9 миллионов долларов фильм полностью провалился. Критики ленту просто разорвали на части, снова присвоив фильму рейтинг 0% положительных рецензий. В довершение всего, ленту номинировали в 5 категориях "Золотой малины", включая "худший фильм" и "худшего актера".

Хотя в конце года Голдтуэйту удалось засветиться в успешной "Новой рождественской истории" с Биллом Мюрреем, но по его карьере был нанесен огромный удар. Актер понял для себя, что играть психопатических фриков - это не лучший вариант для катящейся в пропасть карьеры, поэтому все силы он начал готовить для своего режиссерского дебюта - картины, которая могла бы помочь ему выйти за пределы обычного амплуа. И эта лента вышла в 1991-м году.

-8

3. "Клоун Шейкс" (1991). Для своего режиссерского дебюта Бобкэт нашел 1,4 миллиона долларов и подписал контракт с независимой студией I.R.S. Media, продюсеры которой обещали не вмешиваться в творческий процесс. Актеру очень не хотелось связываться с крупной студией, памятуя предыдущий опыт. Для этой картины он пригласил всех своих друзей - от Тома Кенни и Тима Казурински до Робина Уильямса и молодого Адама Сэндлера. Лента про уже не очень молодого и постепенно спивающегося клоуна Шейкса, который не может определиться в своих отношениях с официанткой Джуди и оказывается замешан в дурную историю, связанную с убийством его босса, скорее можно отнести к трагикомедии. Бобкэт и здесь в немалой степени дурачится и кривляется, но также показывает грани драматического таланта, демонстрируя, как невостребованность может быть одной из причин алкоголизма и постепенного личностного разрушения.

-9

С этим фильмом тоже вышло не все так однозначно. Найти средства для продвижения картины студия не смогла, поэтому выпустила ленту в ограниченный прокат, где фильм провалился, собрав чуть больше 100 тыс. долларов при бюджете 1,4 миллиона. Критики разделились на два лагеря: одни считали эксперимент Бобкэта удачным и хвалили его за выход из привычного амплуа. Другим фильм решительно не понравился. Однако, со временем лента получила культовый статус. Мартин Скорцезе даже назвал эту ленту "Гражданином Кейном" своего поджанра.

Конечно, все эти провалы сказались на карьере актера достаточно негативно: в 90-е он не особо появлялся на больших экранах, чаще мелькая в разных сериалах. При этом, актер был в клипах разных групп от The Twisted Sister до Нирваны. Бобкэт основной упор сделал на своей карьере комедианта и продолжал выступления до 2005-го года, пока не решил окончательно сосредоточиться на режиссуре.

-10

С крупными студиями Бобкэт не работает: его режиссерские работы вроде "Спящие собаки лгут" и "Боже, благослови Америку" относятся к американскому независимому кино и даже попадали не раз на фестиваль Сэнданс.

Актер был 2 раза женат, с 19 лет не употребляет алкоголь и иные стимуляторы, стараясь вести здоровый образ жизни. Пусть он и не стал суперзвездой, но смог найти свою нишу в Голливуде и закрепиться там, а зрителям остались его яркие комедийные образы, которые будет помнить не одно поколение.

Рекомендую к прочтению статью о самых известных ролях Наташи Хенстридж:

Также советую не пройти мимо статьи-обзора легендарной "Дикой орхидеи":

--------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.